Образ и характер профессора Николая Степановича по повести Степь

Зрелый Чехов весьма разнообразен не только в выборе тематики и героев, но и в манере изложения. Если прочитать «Степь» и сразу же после нее «Скучную историю», то откроется целая бездна, разделяющая мир девятилетнего провинциального мальчика и мир старого профессора Московского университета, отягощенного болезнью и мыслями о приближении смерти, о бренности своей мировой славы…

Егорушка еще смотрит на все окружающее широко открытыми глазами, он еще не живет, а только учится жить.

Учится видеть прекрасное и учится ненавидеть

несправедливость.

Если ему и суждено пережить предательство друзей, столкнуться с равнодушием или испытать тягостное сознание несовершенства собственной личности, то это, по замыслу автора, произойдет только в будущем. Но замысел продолжения «Степи» остался неосуществленным, а в написанной повести Егорушка еще просто растет, мало представляя себе, какова же будет его дальнейшая жизнь. Повесть так и кончается — тайной тоской мальчика, поселившегося в чужом для него доме: «Какова-то будет эта жизнь?»

Духовная драма профессора Николая Степановича-явление типичное для русской интеллигенции конца

XIX века. Как жить, чтобы не терзала мысль о собственном бессилии — касается ли это общественно-научной деятельности или общения с семьей… Мещанские потребности жены и откровенный эгоизм детей, беззастенчивый практицизм молодых ученых, пробивающих с его помощью путь к карьере,- все это мучает героя, прекрасно понимающего, что он не должен быть в одном ряду с такими людьми.

Но ему чего-то не хватает, чтобы порвать с этим фальшивым миром и бросить все — семью, кафедру, Москву и попытаться жить иначе.

К концу повести Николай Степанович с беспощадностью ученого, привыкшего анализировать факты, делает открытие обесценивающее всю его длинную жизнь: «И сколько бы я ни думал и куда бы ни разбрасывались мои мысли, для меня ясно, что в моих желаниях нет чего-то главного, чего-то очень важного. В моем пристрастии к науке, в моем желаний жить нет чего-то общего, что связывало бы все это в одно целое. Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях о науке, театре, литературе, учениках и во всех картинках, которые рисует мое воображение, даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека.

А коли нет этого, то, значит, нет и ничего».

Наивность и чистота ребенка, еще не обученного грамоте, но каждой мыслью и каждым чувством заинтересованно приобщающегося к жизни, и душевная вялость образованного, одаренного ученого-естественника… Кажется непонятным, как могли в сознании 28-29-летнего автора вместиться одновременно два таких полярно противоположных человеческих мира. Но потому и могли, что внутренний мир талантливого художника — это целая вселенная, способная вобрать в себя переживания множества разнообразных людей.

Горький очень точно сравнил Чехова с «огромным рефлектором», который собирает в себе «все лучи» жизни и «все ее краски». Со второй половины 80-х годов в творчестве Чехова начинают настойчиво звучать мотивы родины, русской земли. С необычайной до этого щедростью он вводит в свои рассказы пейзаж, и это не просто картины прекрасной природы, а повод для более общих размышлений.

Источники:

    Чехов А. П. Степь. Повести и рассказы. В ступ, статья Э. Полоцкой.-М.: «Худож. лит.», 1980.

    352 с. ..Аннотация: Настоящая книга А. П. Чехова включает повести и рассказы, написанные им в период с 1888 по 1895 год.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Образ и характер профессора Николая Степановича по повести Степь