Образ и характер Расси Моска Барбоне в Пармская обитель

Но пока эта ошибка итальянских натур только намечается. Разделительный признак, по которому располагаются в том или другом стане,- высота или низость душ. Принц-подлый трус; его любовница маркиза Бальби — отвратительная скареда; глава его полиции Расси, полицейский, судья и палач разом,- холуй из «простых», терзаемый завистью к своим высокородным хозяевам, ради выгоды я возвышения он «не постеснялся бы повесить родного отца»; лидер партии «либералов» генерал Конти — болван, карьерист и убийца.

Под стать им и мелкая сошка

вроде всеми презираемого тюремного писца Барбоне, который доставляет себе «маленькую радость», издеваясь над беспомощным арестантом — тот ведь в кандалах, и который к концу по заслугам отправлен Стендалем на виселицу. Дело даже не в том, совершает ли кто-либо из них преступление или нет: они всегда к этому готовы. У них низкие души, потому что низки их нравственные ценности и причины их поступков.

Каждый из них по неистребимой низменности своих запросов рвется «наверх». Принц хочет стать королем Ломбардии, Конти — премьер-министром, Расси — получить дворянство и орден. Ироничный Моска, политически

и житейски умудренный наблюдатель, за спиной которого угадывается сам Стендаль, Пока, правда, больше склонен объяснить, чем осудить. Так, принц был, в сущности, неплохим малым, но, приказав когда-то казнить двух вольнодумцев и опасаясь мести, стал трусом, ожесточился и в совершенстве овладел сладким ему искусством терзать своих подданных. Стендаль словно дает понять, что можно и «остаться порядочным человеком, обладая властью, подобно графу Моска, хотя это трудно, но правитель сам лепит свою душу собственными поступками и в ответе за ее неисправимые вывихи, а потому не вправе прибегать к смягчающим вину ссылкам на «положение».

Так или иначе, вся эта мразь сидит наверху, распоряжается судьбами подданных и топчет чужие жизни.

Источники:

    Стендаль Пармская обитель: Роман. /Пер. с фр. Н. Немчиновой; Вступит, статья С. Великовского и А. Резникова; Примеч. Б. Реизова.- М.: Худож. лит., 1982.- 414 с.

Аннотация: Стендаль — знаме-нитый французский писатель. «Пармская обитель» — второй после «Красного и черного» роман об эпохе Реставрации. Действие этого остросюжетного произведения* насыщенного сложными перипетиями политической борьбы и резкими поворотами в личных судьбах героев, перенесено-в Италию, столь любимую автором. Книга была высоко оценена Бальзаком, отметившим достоверность и психологическую глубину характеров; она прочно вошла в золотой фонд мировой реалистической классики.




Образ и характер Расси Моска Барбоне в Пармская обитель