Образ и характер Татьяны Лариной В Евгении Онегине
Татьяна росла в деревне в помещичьей семье. Она, в отличие от своей сестры Ольги, не блистала красотой и свежестью. С самого раннего возраста она была задумчива и печальна, никогда не ласкалась к родителям, никогда не играла в куклы:
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Любимым занятием Татьяны было чтение.
Больше всего ей нравились романы; она любила мечтать о настоящей любви, и романы ей в этом помогали:
Ей рано нравились романы;
Они ей заменяли все;
Она
И Ричардсона и Руссо.
После первой встречи Евгения и Татьяны, Онегин сразу понял, что Татьяна не похожа на таких людей, которые его окружали раньше. А Татьяна, увидев человека практически с другой планеты, влюбилась в Онегина. Он так запал ей в душу, что она лишилась спокойствия и сна:
Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Наконец, Татьяна решается написать Онегину письмо, в котором раскрывается ее прекрасная невинная душа, исполненная неизведанным чувством любви.
Она с нетерпением ждет ответа,
Следующая встреча происходит в саду, где Онегин произносит свое признание. Он говорит о том, что их брак будет ошибкой, а семейная жизнь — мукой. Думаю, он был прав, когда говорил о том, что их ждет:
Я, сколько ни любил бы вас,
Привыкнув, разлюблю тотчас;
Начнете плакать: ваши слезы
Не тронут сердца моего,
А будут лишь бесить его.
Татьяна же спокойно выслушала его и не промолвила ни слова. По-моему, Евгений поступил справедливо, «явил души прямое благородство», не подумав, однако, про чувства Татьяны.
Вскоре Ларины отмечают день рождения Татьяны, на котором Онегин начинает ухаживать за Ольгой. Это задевает не только Ленского, который впоследствии вызывает Онегина на дуэль, но и Татьяну, которая прячет свою боль внутри, и никто не знает о ее страданиях.
Последний этап их отношений разворачивается в Петербурге. Но теперь Татьяна — не наивная деревенская девушка, а светская дама, жена князя. Каждое ее появление в свете полно достоинства, при этом люди испытывают тайную робость и уважение.
Теперь очередь Онегина писать письма, но Татьяна на них не отвечает, что вполне понятно. Последняя их встреча происходит в доме князя. Когда Евгений входит в одну из комнат, то видит:
Княгиня перед ним, одна,
Сидит, не убрана, бледна,
Письмо какое-то читает
И тихо слезы льет рекой,
Опершись на руку щекой.
Пораженный Евгений падает перед ней на колени. В этот момент становятся лишними слова, потому что и так все понятно. Но молчание прерывается словами Татьяны:
Довольно, встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Татьяна поступает так, как и должна поступить: она просит Евгения прекратить преследование, потому что она замужем и уважает своего супруга:
Я вас люблю
Но я другому отдана:
Я буду век ему верна.
Несмотря на то что Евгений и Татьяна очень разные, между ними немало общего. Во-первых, родители к ним относились почти одинаково: они не знали ласки и прямого проявления чувств. Во-вторых, каждый из них проводил время за чтением книг, когда хотел отдалиться от жизни.
В-третьих, они рано или поздно научились скрывать свои чувства под маской. Но только Евгений скрывал скуку и безразличие, когда хотел выглядеть влюбленным и страстным. А Татьяна скрывала свои чувства и страдания под безжизненной маской.
Также им двоим трудно прямо говорить о своей любви, поэтому и были написаны эти письма. И, конечно, самое важное их сходство — это богатый внутренний мир.
Различий между Татьяной и Онегиным можно подобрать не так уж много. Онегин рос в Петербурге, а Татьяна — в деревне. Воспитание их также различалось. Ребенком Евгений был «резов и мил», а Татьяна — грустна и задумчива.
Но главное отличие этих героев заключается в отношении к чувствам любимого. Татьяна, будучи княгиней, не винит Онегина за то, что он отверг ее когда-то, она ему даже благодарна. А Онегин, наоборот, считает ее жестокой и холодной дамой, так как она не отвечает ему взаимностью.
Когда Татьяну привозят в Москву, она не может находиться в этом блеске, ей плохо, она мечтает вновь вернуться в деревню, к нетронутой природе, к простым людям:
Татьяна смотрит и не видит,
Волненье света ненавидит;
Ей душно здесь… она метой
Стремится к жизни полевой,
В деревню, к бедным поселянам,
В уединенный уголок,
Где льется светлый ручеек,
К своим цветам, к своим романам
И в сумрак липовых аллей,
Туда, где он являлся ей.
Там, в Москве, она встречает своего будущего мужа, который увозит ее в Петербург. Там она привыкает к постоянным балам, светским вечерам. Втайне все восхищались ею, потому что она была выше всех этих людей, достойнее и благороднее:
Она была не тороплива,
Не холодна, не говорлива,
Без взора наглого для всех,
Без притязаний на успех,
Без этих маленьких ужимок,
Без подражательных затей…
Все тихо, просто было в ней.
И даже самые блестящие красавицы не могли сравниться с ней, своей безжизненной мраморной красотой они не могли ее затмить.
В каждом слове, связанном с Татьяной, выражается преклонение Пушкина перед ней. Действительно, в ней воплощается идеал женщины. Такой и должна быть настоящая женщина; в юности она испытывала глубокие страдания, которые тяжело ее ранили, она готова была умереть за свою любовь, но она достойно приняла отказ, хотя и испытывала невыносимую боль. А когда она стала женщиной, то спокойно отказала любимому мужчине, потому что благородство души не позволило предать мужа. Думаю, такие женщины рождаются нечасто, если они вообще есть.
Конечно же, мудрость была спутницей Татьяны, пожалуй, с самого рождения.
Отношение автора наиболее ярко, по-моему, выражено в следующих строках:
Как величавая луна,
Средь жен и дев блестит одна.
С какою гордостью небесной
Земли касается она!
Как негой грудь ее полна!
Как томен взор ее чудесный!..
Белинский писал о Татьяне: «В ней нет тех болезненных противоречий, которыми страдают слишком сложные натуры; Татьяна создана как будто из одного цельного куска, без всяких приделок и примесей. Любовь для нее могла быть или величайшим блаженством, или величайшим бедствием жизни. При счастии взаимности любовь такой женщины — ровное светлое пламя; в противном случае — упорное пламя, которому сила воли, может быть, не позволит прорваться наружу, но которое тем разрушительнее и жгучее, чем больше оно сдавлено внутри».
Мне Татьяна представилась образно как цветок, случайно придавленный каблуком к земле, но который не сломался, несмотря на свою хрупкость. Какой-то внутренний стержень не позволил ей быть раздавленной. И вот этот цветок снова расцвел, но стал более крепким и выносливым.
При чтении романа я удивлялась: неужели может быть такой необыкновенный человек. Ни разу из ее уст не прозвучало ни упрека, ни одной жалобы. Она была намного выше того, чем любят заниматься многие люди.
Татьяна все переживала внутри себя. Чувства ее были настолько чисты и высоки, что, наверно, ни один человек не был достоин узнать хотя бы небольшую их часть. Она посчитала, что Онегин — достойный человек, но эгоизм его был сильнее, и он слишком поздно понял, что потерял…
Образ и характер Татьяны Лариной В Евгении Онегине