Образ и характер характеристика Эльмиры Дорины по пьесе Тартюф

Не менее выигрышны роли представителей другого лагеря. Эльмира, жена Оргона,- воплощение типа уравновешенной, благоразумной женщины. Она дана как в меру кокетливая молодая жена старого мужа.

Мужем своим она отнюдь не ослеплена и даже смотрит на него со снисходительной иронией. Она не чуждается светских удовольствий. Отличается полным самообладанием.

Именно ее самообладанию обязан Оргон разоблачением Тартюфа.

Сцена этого разоблачения, когда Оргон сидит под столом и все слышит, одна из наиболее острых в пьесе.

Из прочих ролей

следует выделить роль Дорины, служанки, ярой ненавистницы Тартюфа, неистощимой на язвительные замечания. Речи ее полны вызывающего сарказма. Так она говорит с Оргоном, когда он расспрашивает о Тартюфе.

Таковы ее реплики в сцене, когда Оргон объявляет Мариане о своем решении выдать ее замуж за Тартюфа. Дорине, в отличие от условных служанок, обычных в комедиях интриги, приданы весьма типичные бытовые черты.

Комедия Мольера редкостна по искусству завязки и развития событий. А вот развязка ее вызывала серьезные нарекания. Надо сказать, что вообще развязки комедий Мольера часто являются механичными и построенными

на совершенной случайности. Так и здесь.

До самого последнего момента Тартюф торжествует. И лишь неожиданное вмешательство короля опрокидывает расчеты Тартюфа.

Подобный финал вызван отчасти тактическими соображениями Мольера, опиравшегося в борьбе за комедию на поддержку Людовика XIV. Отчасти же счастливой развязки требовали законы комедии. Но внезапность и неожиданность развязки, доставляя зрителю моральное удовлетворение, в то же время оставляли впечатление, что у Тартюфа было много шансов выйти из борьбы победителем.

Зритель уходил из театра с убеждением, что лицемерие Тартюфа в обычных условиях торжествует и для того, чтобы оно получило воздаяние, требуется маловероятное стечение необычных обстоятельств.

К слову сказать, к аналогичной развязке прибег Гоголь в «Ревизоре», исходя, по-видимому, при этом из тех же соображений, что и Мольер.

«Тартюф» по праву считается лучшей комедией Мольера. Пушкин говорил про эту комедию: «бессмертный Тартюф, плод самого сильного напряжения комического гения».

Впечатляющая сила комедии заключалась и в живучести изобличенного порока. Тартюф бил прямо по злейшим врагам Мольера — религиозным ханжам. Но обобщающая сила искусства придала этому типу более широкое значение.

Недаром имя Тартюфа вошло в язык, как позорная кличка всякого лицемера, прикрывающего низменные побуждения лживым жаргоном фальшивой добродетели.

Источники:

    Мольер Тартюф. Мещанин во дворянстве: Пьесы/Пер. с франц. Мих.

    Донского и Н. Любимова; Вступит, ст. Н. Б. Томашевского; Рис. А. Архиповой.- М.: Дет. лит., 1978.- 208 с, ил. .

Аннотация: Две пьесы великого французского комедиографа XVII в. По остроте социальной сатиры и художественному совершенству эти комедии. принадлежат к лучшим произведениям мировой драматургии.




Образ и характер характеристика Эльмиры Дорины по пьесе Тартюф