Образ и характер характеристика Обломова по роману Обломов
Герой романа Илья Ильич Обломов — человек замечательно добрый, мягкий и нежный. Все его прекрасные стороны можно охарактеризовать одним выражением: он обладает прекрасным сердцем. Это выражается в его постоянном благодушии, сочувственном отношении к чужому горю, прямоте и нравственной чистоте.
Штольц так отзывается о нем: «Не обольстит его никакая нарядная ложь и ничто не совлечет на фальшивый путь.
Пусть волнуется около него океан грязи, зла, пусть мир весь отравится ядом и пойдет навыворот — никогда Обломов не поклонится
В бытность в университете Обломов увлекается поэзией, мечтами о подвигах на поприще науки. Такими привлекательными чертами обрисован в романе Обломов как человек. С другой стороны, это человек, вечно лежащий на диване и вечно пребывающий в какой-то
Сам автор дал нам ключ к этому в отрывке «Сон Обломова», где описано детство героя, описана вся система его воспитания, под влиянием которого Обломов вырос таким изнеженным, ленивым барином. Автор показывает героя еще маленьким ребенком в его родной Обломовке; все в нем выказывает живую, впечатлительную и пытливую натуру; он резв и шаловлив; няня не может никак справиться с ним — обуть, одеть его, умыть. Ему неинтересно сидеть дома, он рвется на воздух, где все залито летним солнцем, где его взор и ум находят столько любопытного; его тянет то в овраг, то на ветхую галерею, окружающую дом, то в сеновал, то на скотный двор.
Все его интересует — в его уме все возбуждает вопросы: «Отчего это, няня, тут темно, а там светло, а ужо будет и там светло?», спрашивает он в задумчивости няню.
Все в этом чутком, впечатлительном мальчике говорит в пользу развития из него, при соответствующих условиях воспитания, человека с богатой духовной организацией, из ряду вон выходящего. Но этого благоприятного воспитания, которое способствовало бы развитию в лучшую сторону его природных задатков, и не оказалось в его детстве. Он вырос барином в полном смысле этого слова.
С самого детства его баловала мать, не знавшая предела своей неразумной любви к нему; с другой стороны, с детства ему внушали, что он дворянин, что у него имеются «триста пятьдесят Захаров», назначение которых — обеспечивать его положение; его удаляли от всякого труда, внушали ему, что трудиться — это дело черни, дело холопское. Все это способствовало развитию в нем отрицательных сторон, гасило стремление к самостоятельности, инициативе и деятельности.
Он жил вдали от действительной жизни, незнакомый с ней. Его сознательно отдаляли от нее, заменяя ее рассказами о стране, в которой нет ни печали, ни труда, где все веселится и гуляет.
Маленький Илья подрастает, и его отдают, наконец, в школу к немцу Штольцу; это делается не из убеждения в необходимости учения, а скорее по моде — ведь отдают другие своих детей, да ученье, кроме того, имеет в практической жизни важное значение
— более образованным людям отдают предпочтение на службе и т. д.
Однако и в пору учения его балуют. Учение в уме его родителей не представляет собой чего-либо важного, к чему нужно относиться серьезно; мать всеми силами следит за тем, чтобы ее сынок не слишком утруждал себя науками и при всяком удобном случае оставляет его дома по целым неделям: подходит ли родительская неделя, или большой праздник через несколько дней, этого достаточно, чтобы молодой Обломов оставался дома. В школе для него также нет никаких особенных трудностей: все наиболее трудные работы исполняет за него его товарищ, Штольц.
Таким образом, и школьная жизнь не могла дать ему ничего нового. Такова была жизнь Обломова в родительском доме.
Затем он поступает в университет. Университет дал ему, правда, знания, но он только обратил его память в склад сведений по разным отраслям науки — цифр, лиц, событий. Он поселил даже в нем желание трудиться, но не указал, как приложить свои знания к действительной жизни. Это послужило отчасти причиной того, что Обломов при первом выступлении в практической жизни потерпел неудачу.
Неподготовленность к деятельности, непривычка, даже неспособность, привитые ему барским воспитанием, отразились тут. Он выходит после неудачной службы в отставку и, будучи обеспечен трудом «трехсот пятидесяти Захаров», постепенно привыкает к нечегонеделанию и впадает в то состояние апатии, в котором предстает перед нами в начале книги. Правда, он порывается иногда к делу, хочет совладать со своей ленью, но не может; он сам чувствует, что его давит старина, от которой он не может оторваться: «Часто он плакал холодными слезами безнадежности по светлому, навсегда угаснувшему идеалу жизни, как плачут по дорогом усопшем». Однако вырваться из этого застоя он не в состоянии.
Под влиянием чувства любви, благодаря стараниям Ольги, он начинает как будто оживать, но под конец убеждается, что и эта последняя попытка бесполезна. После этого он еще глубже погружается в сферу застоя, апатии и прирастает больным местом к яме, в которой и погибает. Его сгубила «обломовщина» — дореформенный строй с его барством, живущим за счет труда своих крепостных.
Н. Дюнькин, А. Новиков
Источники:
- Пишем сочинения по роману И. А. Гончарова «Обломов». — М.: Грамотей, 2005.
Образ и характер характеристика Обломова по роману Обломов