Образ Иосифа у Гриммельсгаузена
Во второй половине XVII в. развертывается творческий путь великого немецкого писателя Ганса Гриммельсгаузена. В течение десятка лет он издает две серии романов — библейскую, еще мало изученную, и собственно немецкую, связанную в первую очередь с личностью Симплиция и его друзьями.
Среди библейских романов Гриммельсгаузена особенно значителен роман об Иосифе Прекрасном, властно напоминающий о замысле другого великого писателя Германии — Томаса Манна, хотя этот последний едва ли думал о своем далеком предшественнике, когда начинал
Отчасти разрабатывая те же моральные
В эту же почву — в стихию устного народного творчества — уходят и Многочисленные сказочные традиции романа, используемые, однако, в интересах общей реалистической концепции.
В начале века Кеведо говорил устами своего несчастного, отчаявшегося Пабло, втоптанного в самую грязь испанского дна: «Поступай, так, как другие…, говорит пословица. И правильно говорит. Именно вспомнив ее, я и решил быть мошенником из мошенников и, если можно, наибольшим мошенником среди прочих…»
Иначе поступает Симплиций: пройдя сквозь ад войны и разгул лагерной жизни, побывав и шутом, и солдатом, и пленником, и странником, он стремится остаться верным доброму началу, которое теплится в нем, воспитанному некогда «кнаном» и добрым отшельником, в коем он не узнал своего настоящего отца. Быть может, Кеведо был реалистически более точным, когда излагал кредо своего Пабло. Но в реализме Гриммельсгаузена уже есть большая перспектива и большее обобщение, на которое еще не был способен великий испанский писатель начала XVII в.
Образ Иосифа у Гриммельсгаузена