Образ капиталиста в комедии Карпенко-Карого «Хозяин»

В конце XIX века на Украине начинает бурно развиваться капитализм. Он проникает и в сельскую местность, где рождаются крупные капиталисты. Этот процесс отразился и в украинской литературе.

В 1890 году Карпенко-Карый создает комедию «Сто тысяч», герой которой, Мошна, мечтает о ста тысячах рублей, чтобы скупить окрестные земли. Через десять лет драматург создает сатирическую комедию «Хозяин», главный герой которой — Терентий Пузырь.

Он уже имеет все, о чем мог только мечтать Мошна, но ему и этого мало. Ради обогащения он «шел за

барышами вслепую, штурмом крушил все направо и налево, плевал на все и знать не хотел ничего человеческого. Моральным принципом для этого хищника было извлечь прибыль из всего, выгрызать ее хоть зубами. Эта зверская мораль Пузыря раскрывается в разговоре его жены с дочкой: «Мы, дочка, никогда не знали, что можно, чего нельзя. Чтобы барыш, то все можно!».

И Пузырь жестоко эксплуатирует селян-бедняков, благодаря чему он стал миллионером, обладателем безграничных земельных пространств, на которых пасутся десятки тысяч овец и выращивается много хлеба. В его хозяйстве работает целая армия постоянных и временных рабочих.

Его жажда обогащения безгранична. Пузырь точит зубы даже на земле своего ближайшего приятеля Золотницкого, разоряет крестьян, захватывая их убогие земельные наделы. Его управляющие морят голодом рабочих.

Даже родную дочь Соню возмущает скупость отца, который кормит рабочих таким хлебом, что и собака не укусит.

Пузырь способен и на мошенничество, на обман. Он согласился укрывать на своих степях 12000 овец соседнего помещика-банкрота Михайлова. Погоня за наживой определяет и моральные принципы Пузыря: тридцать лет он носит кожух, который «тарахтит и сильно салом воняет».

Это ставит его иногда в смешное положение: однажды Пузыря не пустили в земский банк, приняв его за нищего. Но «хозяин» не собирается шить себе новый кожух. Не лучше у него и халат, который жена латает каждое утро. Пузырь — невежда. Он отказывается пожертвовать деньги на сооружение памятника Котляревскому, потому что не знает, кто он такой.

Он не бывал в степях Гоголя, для Пузыря наилучшими являются его собственные степи. Чувствуя власть капитала, Пузырь с презрением относится к тем, кто стоит ниже него, а бедных и за людей не считает. Средствами гротеска, сатиры драматург обличает кулацкую суть психологии Пузыря.

Писатель подчеркивает такие детали в облике и поведении «хозяина», которые делают его жалким и смешным: латаный халат, старый тулуп, борода, орден Святослава, трагикомический случай, когда Пузырь погнался за гусями и, споткнувшись, упал и смертельно заболел.

В искусно созданных диалогах и монологах глубоко раскрывается психология хищника-эксплуататора. В языке Пузыря проявляются его корыстолюбие, ограниченность и некультурность: «создать дешевого работника вы никогда не пробуйте»,» а просто ешьте», «Котляревский мне без надобности», «с миру по нитке — голому рубашка», «равнялась свинья к коню, и шерсть не такая». Таким образом, в образе Пузыря Карпенко-Карый воплотил типичные черты украинских кулаков, которые богатели на цене человеческого пота и страданий.




Образ капиталиста в комедии Карпенко-Карого «Хозяин»