Образ катерины в грозе

Великий русский драматург Островский, пожалуй, одним из первых сделал акцент на угнетенном положении женщины в обществе. В «темном царстве» самодуров женщина является наиболее страдающим лицом. Основой угнетения являются, по Островскому, семейно-денежные отношения, и они-то пре­жде всего задевают именно женщину.

Трагедия Ларисы Огу­даловой происходит оттого, что ее семья бедна. С ней, бесприданницей, не прочь развлечься и блиста­тельный Паратов, и расчетливые Кнуров и Вожеватов, но ни­кто из них не возьмет ее замуж без приданого.

И здесь ситуа­ция любви является проверочной для героев: если страстная и искренняя Лариса готова забыть все ради своей любви, то де­нежные люди такого позволить себе не могут — у них на пер­вом плане все же «собственный карман», и «всякая вещь свою цену имеет», по выражению Вожеватова.

В еще более трагической ситуации оказывается героиня пьесы «Гроза», Катерина. К денежному бесправию добавляет­ся бесправие в семье, живущей по домостроевским нормам и правилам, к гнету физическому, материальному — гнет ду­ховный. Попав в дом ханжи Кабанихи, Катерина тоскует по ноле, в которой она росла и была воспитана.

Но это лишь внешняя сторона ее трагического положения. Главное же состоит в том, что Катерина внутренне несет в себе нравствен­ные нормы «темного царства».

Она в принципе не имеет ниче­го против того, чтобы подчиняться мужу и свекрови, согласна терпеть зависимое и бесправное положение в доме. Главное же — Катерина глубоко религиозна, а религия, вернее, суеве­рие и мракобесие — один из столпов «темного царства». Про­питанная его моралью, Катерина не решается дать себе волю, потому что это грех. Катерина хочет жить и любить, такова ее натура, но с требованиями натуры приходят в противоречия требования морали. Жить и любить для Катерины — значит совершить грех, погубить душу.

Все бы, наверное, шло более или менее сносно, не полюби Катерина Бориса. Здесь проти­воречия в душе и характере Катерины достигают трагической остроты. После тяжелой внутренней борьбы свободолюбивая, сильная, порывистая натура Катерины перевешивает требова­ния морали. Убежать от своей любви Катерине не удается, она дает себе волю хоть на малое время.

Но спокойная жизнь Ка­терины безвозвратно кончилась. Грех мучает ее настолько, что приводит к публичному покаянию, после чего, как легко по­нять, жизнь Катерины становится и вовсе невыносимой. Муж­чины ей не помощь — не злые, даже добрые, но безмерно сла­бовольные, они ничего не могут сделать для любимой женщины.

Не выдержав внешнего гнета и тяжелых нравствен­ных мучений, Катерина со всей решительностью, свойствен­ной ее характеру, кончает жизнь самоубийством.

Критика неоднозначно оценила характер Катерины. Доб­ролюбов видел в ней явление хотя и трагическое, но все же отрадное, рассуждая по логике: если уж самый забитый и бес­правный элемент общества — женщина — отваживается на протест, то дни «темного царства» сочтены. По-другому по­нимал этот характер Писарев, увидевший в Катерине не более чем религиозную истеричку и не считая ее образ положитель­ным явлением. Но Писарев подходил к образу, созданному Островским в конце 50-х годов, с критериями и мерками 60-х, с позиций женской эмансипации, чем и объясняется его оцен­ка.

Объективно же образ Катерины — один из наиболее силь­ных женских образов в русской драматургии.




Образ катерины в грозе