Образ Каупервуда в трилогии Драйзера «Финансист», «Титан» и «Стоик»
Главным героем романов выступает крупный бизнесмен Каупервуд, чья карьера прослеживается на широком социальном фоне американской жизни. В «Финансисте» мы знакомимся с детскими и юношескими годами Каупервуда в Филадельфии, с формированием его вкусов, взглядов, интересов, с началом его финансовой деятельности. Каупервуд быстро усваивает волчьи законы мира. Он никогда не рискует собственным капиталом и в любой момент готов поставить на карту чужие деньги.
Для своих операций оп незаконно использует средства, принадлежащие городу,
Если в «Финансисте» только начинается карьера Каупервуда, если там он только познает законы капиталистических джунглей, то в «Титане» он предстает уже как сформировавшийся хищник. Во много раз увеличивается размах его операций, все большее количество людей попадает в орбиту его влияния. Каупервуд добивается того, что становится крупнейшим: монополистом в области городского железнодорожного транспорта.
Чикагские
Такая сила находится. Ею оказывается народ. Народ останавливает победное шествие Каупервуда.
Народ добивается того, что Каупервуду не удается забрать в руки весь транспорт Чикаго.
Создание образа Каупервуда было, бесспорно, крупнейшим достижением Драйзера. Каупервуд — центральная фигура серии романов. В его лице писатель изобразил типичного представителя американского монополистического капитала.
Каупервуд стремится лишь к исполнению своих желаний. Отсюда название — «Трилогия желания». Каупервуда характеризует ненасытная жажда богатства, власти, наслаждений.
Чем выше поднимается Каупервуд, тем более бесчеловечным и аморальным становится. Характер Каупервуда не получил бы столь широкого раскрытия, если бы в романах не была прослежена его личная жизнь, его многочисленные любовные связи. Среди них наиболее полно освещены его отношения с Айлин, его женой.
История с Айлип особенно убедительно доказывает разрушительный характер деятельности Каупервуда. Каупервуд ломает и калечит жизни других людей. Все, кто попадает в орбиту его влияния, кто связывает с пим свою судьбу, рано или поздно становятся его жертвами. Его первая жена, старик отец, многочисленные любовницы — все они испытывают па себе вредоносное воздействие личности Каупервуда.
При этом он никогда не испытывает угрызений совести, не раскаивается в своих преступлениях.
Романы «Финансист» и «Титан» были крупнейшими реалистическими произведениями писателя. И тем не менее в них отразилась противоречивость его мировоззрения, сказалось влияние идеологии. В первый период творчества Драйзер часто исходил из биологической философии жизни.
Приверженность к ней приводила его к социальному дарвинизму. Поэтому совсем не случайны те параллели с миром природы, которые встречаются в его романах. Так, в «Финансисте» десятилетний Каупервуд с огромным интересом наблюдает за борьбой омара и каракатицы, находящихся в аквариуме.
Эта сцена заставляет его глубоко задуматься. «Как устроена жизнь! — рассуждает он.- Одни живые существа живут за счет других, омары — за счет каракатиц. Кто же за счет омаров? Люди, конечно.
А кто же за счет людей?.. Может быть, другие люди?»
Уже тогда Каупервуд делает для себя вывод, что среди живых существ побеждают сильнейшие. Этому правилу он старается следовать в жизни, стремясь быть сальнее своих противников. Развертывая с годами свою деятельность, он превращается в жестокого хищника, все уничтожающего на своем пути. «Титан» заканчивается аллегорической сценой: огромная хищная рыба поглощает более мелкую рыбешку.
Влияние социального дарвинизма на писателя обусловило и несколько двойственное, противоречивое освещение образа Каупервуда. Каупервуд жесток, бесчеловечен, аморален, и в то же время он привлекает Драйзера своей силой, энергией, умом. Его фигура вырастает до огромных размеров.
Как и город Чикаго, он становится Титаном, Колоссом.
В «Финансисте» и «Титане» можно увидеть необычайно полную и красочную картину развития финансового капитала в конце XIX в.: описание биржи, финансовых крахов и взлетов, паники, ожесточенной борьбы за власть. Так, в «Финансисте» великолепно нарисована панорама паники на фондовой бирже после знаменитого пожара в Чикаго, вызвавшего потрясение в экономике страны.
Драйзер рассказывает о том, как миллионеры создавали свои состояния, как они осуществляли контроль над экономикой и политикой страны. Одним из узловых моментов в «Финансисте» является связь между Бэтлером, Молленхауэром и Симцеоном — лидерами филадельфийской политической машины. Являясь их финансовым агентом, Каупервуд изучает внутренний механизм их действий. В свете этих событий совсем наивными кажутся представления об «американской демократии», о свободе, о равенстве. Не народ, а капиталисты правят страной.
Они устанавливают свои законы, и они же, когда это им нужно, обходят или нарушают их. Им, а не пароду служат республиканская и демократическая партии, между которыми нет существенной разницы.
Образ Каупервуда в трилогии Драйзера «Финансист», «Титан» и «Стоик»