Лирический герой Лермонтова — это поэт-романтик. Он — личность, которая открыто рассказывает о своих внутренних переживаниях, будь они очень личные, будь они даже негативные.
Период творчества Лермонтова пришелся на не самые легкие времена в Российской империи. Как раз самодержавием было подавлено восстание декабристов, и отсутствовала духовная и политическая свобода для личности. Лирический герой не мирится с несвободой, «всевидящим оком» царского правительства.
Он — героическая натура, желает испытывать судьбу, нуждается в активных действиях и реальных поступков.
Однако поэт с горечью осознает, что общество, в котором он живет, не требует его подвигов. Толпа аристократов и обывателей бездушны, им неинтересны движения чужой души, непонятно настоящее искусство. Только блеск царских щедрот ослепляет им глаза. Поэт низко оценивает современное ему общество:
«Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи — клеймит он их в стихотворении» Смерть поэта», посвященном гибели Пушкина.
Тема Родины у Лермонтова тесно переплетается с чувством плена, чувством изгнания. » Тучки небесные, вечные странники! Мчитесь вы, будто, как я же, изгнанники, с милого севера… «Вместе с тем поэт любит Родину, ее природу, крестьян, их ясную трудовую повседневную жизнь. В стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен…», он противопоставляет этот простой природный мир аристократам.
Мотив одиночества в поэзии Лермонтова занимает важное место. Мотив отчужденности от общества, предательство, непонимание в любви, изгнание — ведущий в стихах Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…», «Облака», балладе «Воздушный корабль». Любовь в его лирике также трагически: счастье поэт так и не испытывает, так как возлюбленные не в состоянии оценить глубину его чувства.
Освободившись от рабства несчастной любви, он чувствует облегчение. Поэт ищет родственную душу, но не находит ее, и только в величии прекрасной и грозной природы находит удовлетворение.
Дайджест:
- Образ лирического героя в поэзии ЛермонтоваВ 1836-1837гг. образ лирического героя в поэзии Лермонтова откровенно демифологизируется. Окружавший его сверхчеловеческий ореол исчезает, герой начинает ощущать свое родство со всеми остальными людьми. Но, в конце концов, выясняется, что вел эта эволюция означает лишь расставание с традиционной формой мифологизации собственного образа. В поздней лирике Лермонтова ориентация на распространенные в романтической культуре варианты «демонического» мифа ... Читать далее...
- Образ лирического героя в творчесвтве ЛермонтоваЦентральный образ лермонтовской лирики юношеского периода — образ лирического героя, открыто противостоящего враждебному внешнему миру. Это душа мятежная, романтическая, страдающая. Он всегда властвует над событиями и явлениями жизни. Не жизнь подчиняет его себе, а он стремится переделать ее по идеальному образцу. Но вскоре он осознает полную бесплодность своих попыток изменить устоявшийся порядок жизни, и его ... Читать далее...
- На тему: ОБРАЗ ЛИРИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ М. Ю. ЛЕРМОНТОВАЯ думал: «Жалкий человек. Чего он хочет!., небо ясно, Под небом места много всем, Но беспрестанно и напрасно Один враждует он — зачем?» М. Ю. Лермонтов. «Валерик» М. Ю. Лермонтова, как поэта-лирика, интересовала «история души человеческой» более, чем «истории целого народа». Впервые в русской литературе лирический герой Лермонтова был поставлен над действительностью, всем своим романтическим ... Читать далее...
- Каково отношение лирического героя М. Ю. Лермонтова к окружающему его обществу?Лермонтов начал писать стихи с подросткового возраста, но период творческой активности Михаила Юрьевича пришелся на период жесткой реакции в России, возникшей после восстания декабристов и эпохи нравственного и духовного подъема. Ситуация в стране отражалась на развитии культуры первой четверти 19-го столетия. В те годы пользовались популярностью студенческие кружки, общества Герцена, Белинского, Станкевича. Вместе с тем ... Читать далее...
- Своеобразие лирического героя поэзии МандельштамаТалантливому поэту О. Э. Мандельштаму выпало жить и творить в суровое время. Он стал свидетелем революции 1917 года, времен правления Ленина и Сталина. Все виденное и прочувствованное Мандельштам «выплескивал» в свои стихи. Именно поэтому творчество этого поэта столь трагично, наполнено страхом, волнением, болью за судьбу страны и за свою судьбу. Известно, что Сталин очень не ... Читать далее...
- Эволюция лирического героя на страницах поэтических творений М. Ю. Лермонтова1. Образ лирического героя в раннем творчестве. 2. От юношеского романтизма к зрелому реализму. 3. Итог душевных исканий поэта. Твой стих, как божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных. М. Ю. Лермонтов Творческий путь М. Ю. Лермонтова — это всего тринадцать ... Читать далее...
- Мысли и чувства лирического героя в поэзии Ф. И. ТютчеваТворчество Федора Ивановича Тютчева — это блестящая страница русской поэзии XIX века. Тютчев писал о человеческих чувствах, о природе, о России. В его стихах лирический герой предстает человеком, способным на сильные чувства, нежным, искренним. Лирический герой в поэзии Тютчева — это двойник самого поэта, он часто отражает его мысли и чувства. Особенно хорошо это видно ... Читать далее...
- Образ лирического героя в творчестве БрюсоваВ поэзии Брюсова этих лет звучат грустные интонации, но их содержание становится теперь более жизненным, изображаемые картины утрачивают прежнюю условность. Поэт понимает, что, независимо от его настроения, жизнь течет по своим законам, и он в благоговении склоняется перед необозримой далью полей, куда он принес никому не нужную, «чуждую тоску». Вот он наблюдает картину летней грозы: ... Читать далее...
- Особенности лирического героя поэзии Есенина«Мои стихи — моя биография», — писал о себе Есенин. Это ощущение нерасторжимого единства бытия и творчества сопутствовало поэту на протяжении всего его пути — и в жизни, и в литературе. Действительно, лирический герой Есенина очень близок мироощущению автора и, как и всякое творение, в которое вдохнули жизнь, меняется, обретает новые черты по мере духовного ... Читать далее...
- Пушкин: жанровое своеобразие и образ лирического герояКульт дружбы зародился у Пушкина еще в Лицее. На протяжении жизни поэта представление об этом чувстве менялось, развивалось, дополнялось. В стихотворении «Пирующие студенты» дружба для Пушкина — счастливый союз вольности, радости. Друзей объединяет беззаботное настроение. Стихотворение отразило умение поэта жизнерадостно воспринимать мир, радоваться жизни, то есть в нем отразились «анакриотические мотивы». Но, кроме того, в ... Читать далее...
- Глубина и искренность переживаний лирического героя в поэзии «Contra Spem Spero» Леси УкраинкиСтихотворение «Contra Spem Spero» давно стало хрестоматийным. Знаменательно оно тем, что выразительно определяет основные черты жизненной концепции поэтессы. А еще в «Contra Spem Spero» наиболее полно отобразились своеобразность художественного мышления Леси Украинки и характерные особенности ее гражданской лирики. Дата написания стихотворения — 2 мая 1890 г. 18-го мая того самого года в письме к брату ... Читать далее...
- Основные мотивы и идейно-художественное своеобразие поэзии М. Ю. ЛермонтоваРеалистическое и романтическое начала в творчестве писателя. Творчество М. Ю. Лермонтова — послепушкинский этап в развитии русской поэзии. В нем отражен важный период в общественном сознании передовой дворянской интеллигенции, которая не мирилась с отсутствием духовной и политической свободы, но после поражения восстания декабристов была лишена возможности открытой борьбы. Сознание распавшейся связи времен порождало чувство собственной ... Читать далее...
- Глубина чувства лирического героя в поэзии Владимира СосюрыВладимир Сосюра вошел в украинскую поэзию как певец нежности и любви. «Такой я нежный, такой тревожный», — говорил он о себе. В стихах поэта встречаем настоящую стихию чувств, которую можно сравнить разве что с внезапным летним ливнем. Любовь — это тоже ливень чувств. Вот и проявил себя Сосюра в теме любви чуть ли не полно, ... Читать далее...
- Образ лирического героя в драме Блока «Песня Судьбы»Драма «Песня Судьбы» задает возможность поисков нового пути, как это было в ранних лирических драмах, именно в тот момент, когда разоблачается мнимость старого мифа и разрушается его искусственный мир. Как уже было замечено, гибель Германа предрешена его неспособностью к действию, он мнимый жених, мнимый спаситель. Начало пути к обретению мира как такового, который символизирован в ... Читать далее...
- План сочинения: Лирический герой поэзии ЛермонтоваЛирический герой поэзии М. Ю. Лермонтова I. Вступление Лирический герой — это образ поэта в его лирических произведениях. II. Главная часть 1. Лирический герой Лермонтова — типичный романтик. Поэтому в его лирике так сильны мотивы одиночества, непонятости, предчувствие трагического конца и т. п. 2. Лирический герой Лермонтова ощущает себя человеком необыкновенным, стоящим над толпой. 3. ... Читать далее...
- Мотивы вольности и одиночества в лирике ЛермонтоваМ. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок. Лирический герой Лермонтова — это гордая одинокая личность, противопоставленная ... Читать далее...
- Образ женщины в лирике ЛермонтоваСовершенно иначе строится образ женщины и интерпретируется тема любви у Лермонтова. Его лирический герой — это одиночка, не понятый человечеством и в том числе женщинами, которые в большинстве случаев недостойны любви поэта. Может быть, с наибольшей силой это настроение выразилось в стихотворении «Я не унижусь пред тобою…» Разрыв с женщиной для Лермонтова — это не ... Читать далее...
- Основные мотивы в лирики М. Ю. ЛермонтоваБелинский назвал Лермонтова поэтом, в котором выразился исторический момент русского общества. И в самом деле, в своем творчестве Лермонтов, как никто другой, отразил идеи и настроения молодежи 30-х годов XIX века. Ранняя лирика Лермонтова полна размышлений об изменчивости музы, о пламени вдохновения, о трагическом положении поэта. Ей присущ особый голос, который отличает Лермонтова от других ... Читать далее...
- Докажите справедливость утверждения Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева»Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: «Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева». Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет. Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. Тютчева в контексте приведенного высказывания и докажите, что предметом изображения в лирике знаменитого поэта становятся ... Читать далее...
- Тема: Основные темы и мотивы лирики М. ЛермонтоваГибель, «солнца русской поэзии» Александра Пушкина вызвала трагедию души у нового русского гения — Михаила Юрьевича Лермонтова. Его музыкальная поэзия волновала сердца, наделяла их чувствами любви, сочувствия. Лирический герой Лермонтова — герой, который страдает и мыслит. Он — герой-одиночка, очень близкий к пушкинскому Онегину и Чайльду Гарольду. Будто их герои сошли из поэтических страниц и ... Читать далее...
- Волевой характер лирического героя произведений Евгения МаланюкаУкраинская межвоенная поэзия достигла высочайшего уровня благодаря поэзии Е. Маланюка, который принадлежал к Пражской поэтической школе, и был ее безусловным лидером. Динамическое напряжение его стихотворений отображало неспокойную эпоху, они были свободолюбивыми, деятельными. Это была поэзия свободного мира, свободного проявления идей и ощущений. На протяжении длинной и сложной жизни, сотканной из «переходов и исходов», Евгений Маланюк ... Читать далее...
- Образ современного героя-патриота в поэзии Арагона«Легенда о Габриеле Пери» написана с той простотой, которая является извечной приметой зрелого мастерства. За ней скрывается высокая культура слова и та беспредельная глубина образа, что вызывает в читателе множество ассоциаций и. впечатлений. За «Легендой» Арагона стоит Франция, многовековая культура, великая традиция народного искусства. В миниатюрных катренах этого стихотворения коммунист, погибший за родину, вырастает в ... Читать далее...
- Эволюция лермонтовского лирического герояВ стихотворении «Не верь себе» Лермонтов как бы заново обращается к романтической теме «поэт и толпа», но с далеко не традиционным к ней подходом. Сочувствуя «молодому мечтателю», ценя его способность открывать в своей душе «родник простых и сладких звуков», поэт не склонен презрительно отталкиваться и от «толпы». Она предстает здесь не только как безликая светская ... Читать далее...
- Лирический герой Лермонтова в стихотворениях и поэзииВся лирика М. Ю. Лермонтова имеет определенную особенность — это тайный мир лирического героя закрытый от потусторонних глаз. Герой старается меняться, «двигаться», но такая деятельность практически ничто по сравнению с постоянным развитием героев иных поэтов XIX века. Конец творчества для Лермонтова определяется появлением обычного, незамысловатого, усталого человека, который ни по каким параметрам не походит на ... Читать далее...
- На тему: Мотивы ранней поэзии П. Г. ТычиныНачало XX столетия в украинской литературе ознаменовалось появлением и утверждением целого созвездия поэтов. В нем яркой звездой засияло талантливое слово П. Г. Тычины. Это поэт необыкновенный, самобытный, сложный поэт-гуманист. Его нужно сердцем ощутить, умом постигнуть. Преисполненное философским содержанием, художественно завершенное слово поэта звучит нежностью и любовью, правдой и добром. Максим Рыльский, характеризуя индивидуальную неповторимость поэзии ... Читать далее...
- Какие основные мотивы лирики Лермонтова?М. Ю. Лермонтов — духовный приемник Пушкина. Он отражал в своих произведениях размышления о своем поколении, о времени, о себе, о Родине. Все стихи поэта рождались из «пламя и света», т. е. из бури чувств и напряженно вьющийся мысли. Так как большинство произведений Лермонтова написаны в годы реакции, многие из них проникнуты горечью одиночества, сознанием ... Читать далее...
- Мотивы ранней поэзии П. ТычиныНачало XX века в украинской литературе ознаменовалось появлением и утверждением целого созвездия поэтов. В нем яркой звездой засияло талантливое слово П. Г. Тычины. Это поэт необычный, самобытный, сложный поэт-гуманист. Его нужно сердцем почувствовать, умом постичь. Исполненное философским смыслом, художественное совершенное слово поэта звучит с нежностью и любовью, правдой и добром. Максим Рыльский, характеризуя индивидуальную неповторимость ... Читать далее...
- Роль метафоры в поэзии ЛермонтоваРоссия, которой Лермонтов отдает свою любовь, — это Россия, освобожденная от романтических прикрас: крестьянская, деревенская, солдатская, великая в своей простоте, в своей моральной стойкости и своей естественной поэзии. Образ народной России, по закону смыслового взаимодействия стихотворений, строящих лирический мир поэта, как бы расширяется в лирике Лермонтова и превращается в такой же фон, «второй фон», оттеняющий ... Читать далее...
- Пушкинская тема в поэзии ЛермонтоваВ. Г. Белинский в письме к Боткину писал: «Пушкин умер не без наследника». Действительно, Лермонтов принял эстафету лидерства у Пушкина в поэзии и прозе. Несмотря на то что эти два поэта принадлежат к разным эпохам, творчество Пушкина оказало большое воздействие на прозу и поэзию Лермонтова. Например, многие мотивы в лирике и в творчестве Пушкина и ... Читать далее...
- Лирика в поэзии Михаила Юрьевича ЛермонтоваЛирика занимает центральное место в художественном наследии Лермонтова. Из нее вырастают и поэмы, и драмы, и прозаические произведения. В ней отражены все основные творческие интересы поэта, и факты биографии, и события общественной жизни. Единство лермонтовской лирики связано с постоянством облика ее лирического героя, в котором выражается и отражается личность поэта. Автор и лирический герой — ... Читать далее...
Образ лирического героя Лермонтова, мотивы поэзии Лермонтова