Образ лирического героя в творчестве Брюсова
В поэзии Брюсова этих лет звучат грустные интонации, но их содержание становится теперь более жизненным, изображаемые картины утрачивают прежнюю условность. Поэт понимает, что, независимо от его настроения, жизнь течет по своим законам, и он в благоговении склоняется перед необозримой далью полей, куда он принес никому не нужную, «чуждую тоску».
Вот он наблюдает картину летней грозы: «говор негромкого грома», «молнии резкий зигзаг», «неба тяжелые слезы» «и где-то солнца мелькнувшего луч» . Вот перед ним путник: он вдыхает
Особенно много реалистических мотивов в сборнике Брюсова «Семь цветов радуги». Стихотворение «Памятник»,
В сборнике много пейзажной лирики сугубо реалистического характера. Поэт наслаждается сознанием своего единства с природой, хочет постичь смысл извечного обновления жизни.
Характерно, что «ура-патриотические» стихотворения Брюсова военных лет несут на себе следы некоей заштампованности; их образная система шаблонизирована, на что указывал Маяковский в статье «Поэты на фугасах». В изображении же повседневного военного быта Брюсов мастерски использует живую разговорную речь. Как и многие представители русской интеллигенции, Брюсов в скором времени понял свою ошибку. Его стихотворение «За что?» проникнуто предчувствием грядущей расплаты с зачинателями империалистической бойни.
Этот же мотив звучит в стихотворении «Тридцатый месяц», написанном в феврале 1917 года.
Образ лирического героя в творчестве Брюсова