Образ маленького человека в творчестве Чехова

Чеховская трактовка маленького человека своеобразна и даже уникальна. Он имел в виду прежде всего традицию, идущую от Карамзина к Достоевскому, но был по отношению к ней резко полемичен. В творчестве Карамзина, Пушкина, Гого­ля, Достоевского маленький человек неизменно заслуживал жа­лости и сочувствия. Чехов парадоксально переосмыслил этот образ, который под его пером стал вызывать уже не жалость, а насмешку или даже презрение.

Почему? Потому что в трактов­ке этой темы, как и во всем своем творчестве, Чехов переклю­чил внимание со среды

на личность. У предшественников Че­хова даже не вставало вопроса о том, кто виноват в унижении и умалении человека, ответ был ясен и однозначен — социальная среда. У Чехова же сам человек прежде других виноват в том, что он маленький, потому что слишком часто и легко забывает о чувстве собственного достоинства, о естественной человече­ской гордости, потому что ради выгоды, престижа, прибавки к жалованию, а то и просто так, на всякий случай, готов унижать сам себя. Вот, например, рассказ «Толстый и тонкий».

Ситуа­ция, использованная многими писателями задолго до Чехова — встреча двух чиновников разного ранга,

которые у Чехова ока­зываются друзьями детства. Казалось бы, можно ожидать, что старший по чину не признает своего бывшего дру­га, начнет перед ним важничать, а то и унижать его и т. п. Но ничего подобного, все как раз наоборот. «Толстый» искренне рад видеть приятеля, с удовольствием предается воспоминани­ям и даже не думает о разнице в их положении, пока сам «Тон­кий» ему об этом не напоминает.

Но каково же поведение «Тонкого»? Вот он-то и есть подлинный «герой» рассказа. Узнав, что его бывший приятель уже дослужился до статского генерала, он начинает всячески лебезить, подлизываться, уни­жаться, меняется даже сам тон его речи, становясь почтительно-подобострастным. Человек в этом рассказе явно не ощущает себя человеком, а лишь чиновником определенного класса.

И ведь его никто не угнетает, не принуждает унижаться, он про­делывает это сам, добровольно. Или рассказ «Смерть чиновни­ка». Его фабула несложна и известна, обратим лишь внимание на то, что опять отсутствует мотив унижения Червякова со сто­роны генерала, да и сам генерал служит по другому ведомству и, значит, никак «отомстить» Червякову не может, да и не хо­чет.

Но такова уже привычка к униженному и рабскому поло­жению, такова сила добровольного холопства, что Червяков, нечаянно чихнувший на лысину генералу, в конце концов уми­рает от этих переживаний, пройдя предварительно несколько ступеней самоуничижения.

Еще будучи совсем молодым человеком, Чехов писал своему брату Михаилу: «Не нравится мне одно: зачем ты ве­личаешь особу свою «ничтожным и незаметным братишкой». Ничтожество свое сознаешь? Ничтожество свое сознавай знаешь где? Перед Богом, пожалуй, пред умом, красотой, природой, но не перед людьми. Среди людей нужно созна­вать свое достоинство.

Ведь ты не мошенник, честный чело­век? Ну и уважай в себе честного малого и знай, что честный малый не ничтожность». Человек не должен, не смеет делать себя маленьким — вот основная мысль Чехова в его интер­претации интересующей нас темы.




Образ маленького человека в творчестве Чехова