Образ мастера в произведении по роману Мастер и Маргарита

Мастер — герой Булгакова — не имеет собственного имени. Он сам отрекся от него, причем дважды: в первый раз, когда он принял прозвище Мастер, которое ему дала Маргарита, а во второй раз, когда оказался в клинике для душевнобольных и принял на себя «номер сто восемнадцатый», да еще «из первого корпуса». Надо думать, что во втором корпусе тоже был такой номер.

Последнее именование героя Булгаков, вполне возможно, взял у Замятина, где заключенный имел номер Д-503. Значение прозвища Мастера неоднозначно и довольно сложно.

Имя Мастер

в текстах Булгакова встречается неоднократно и имеет эмфатический смысл. Герой «Жизни господина де Мольера» у автора «бедный и окровавленный мастер», одним из предварительных названий пьесы о Сталине, которая позже была названа «Батум», было название «Мастер».

В романе «Мастер и Маргарита» имя Мастер противопоставлено писательскому ремеслу. На вопрос, который задал Иван Бездомный «Вы писатель?», герой ответил: «Я — мастер». Этими словами автор подчеркнул, что творчество Мастера вышло за пределы литературного занятия и превратилось в дело, и он это дело призван исполнить. Словно

король, венчанный на царство, Мастер венчан на создание романа.

У него тоже есть корона — черная шапочка, украшенная желтой буквой «М», которую сшила герою Маргарита. Слово «мастер» здесь имеет значение «посвященный».

Герой Булгакова продолжает традиции своих прототипов — Гофмана и Гоголя.

От Гофмана в наследство герою досталось именование «трижды романтического мастера», а Гоголь подарил персонажу портретные черты: клок волос, ниспадающий на лоб и острый нос — а также обстоятельство судьбы, ставшее для героя роковым.

Мастер сжигает созданный им роман в момент отчаяния, подобно Гоголю, который уничтожил второй том «Мертвых душ», и подобно самому Булгакову, обрекшему огню рукопись романа о дьяволе. И. Л. Галинская считает, что прообразом Мастера мог быть Г. С. Сковорода, украинский философ XVIII века, который, не опубликовал при жизни ни одного своего произведения и вынужден был притворяться душевнобольным. Кроме того, философская проблематика романа о Понтии Пилате во многом сходна с философией Сковороды в некоторых особенно важных моментах.

Образ Мастера соотносится и с другими героями творчества Булгакова, которые имеют автобиографические черты. Это герой «Записок юного врача», Мольер из романа и пьесы «Кабала святош», Турбин из «Белой гвардии», Максудов из «Записок покойника». Наиболее очевидны сюжетные параллели с последним героем.

И Мастер, и Максудов — мелкие служащие, которые в обыденной жизни ничем не примечательны. Однажды в обоих героях неожиданно пробуждается писательский дар. Оба начинают писать роман, который каждому из них приносит счастье и горе. И Максудов, и Мастер, отдав свое творение на суд «братьям по литературе», становятся объектом травли. Оба героя, по словам Булгакова, сказанным им о самом себе, становятся «литературными волками» «на широком поле словесности».

Различие между героями лишь в том, что роман Максудова был опубликован и поставлен на сцене Независимого театра, тогда как творение Мастера не попало к читателю, и это надломило его дух. Мастер не выдержал травли и отрекся от своего романа, предав его огню.

Если Максудов пишет роман на современные темы, описывает события, которые сам видел, то Мастер передает историю двухтысячелетней давности. В разговоре с Бездомным он понимает, что был прав, все события, описанные им в романе, — правда.

В образе Мастера Булгаковым передается понимание миссии истинного писателя, творца. Автор считает, что писательство — это теургия, однако не в том понимании, которое вкладывали в это слово Вл. С. Соловьев и русские символисты, — «восхождение» к «заоблачным тронам» и действия по жизнеустройству, производимые свыше. Теургия в понимании Булгакова — это прозрение истины, которая ниспослана свыше, эту истину писатель должен «угадать», о ней он должен рассказать людям, «чтобы знали…». Эти слова — «Чтобы знали» — были последними, которые сорвались с губ умирающего Булгакова.

Автор воплотил в образе Мастера концепцию, которая значительно отличалась от доктрины символистов, утверждавших, что художественный дар — это индульгенция его носителя. Так, Ф. К. Сологуб в своем стихотворении «Я испытал превратности судеб» рассказывает о том, что поэт, который вел греховную жизнь, был допущен апостолом Петром к свету лишь потому, что был поэтом. Булгаков с этим совершенно не согласен. Для него важно то, как художник слова распорядился своим дарованием.

Так, Берлиоз свой талант разменял на житейский комфорт и поэтому должен уйти в небытие. Мастер смог исполнить возложенный на него долг, однако лишь наполовину. Он создал роман, но не смог выдержать тяжесть ноши, а это уже было нарушением второй части своего предназначения: чтобы знали то, что знал он.

В этом плане важна параллель судеб Мастера и Иешуа, которому было известно, что с ним произойдет, но он не воспользовался возможностью избежать распятия. Поэтому персонаж Булгакова «не заслужил света, он заслужил покой».

Образ Мастера трагичен, он стал известен читателю в конце 60-х годов, когда роман М. А. Булгакова был впервые опубликован. Для отечественной интеллигенции герой Булгакова стал воплощением дилеммы героизма и эскапизма, он символизировал выбор между этими двумя возможностями.


1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)


Образ мастера в произведении по роману Мастер и Маргарита