Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава»

В биографии Мазепы Пушкина особенно поразили эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни ее отца. Рылеев, сосредоточивший внимание на политической деятельности Мазепы, только бегло упомянул об этом эпизоде. Пушкин гениальным чутьем великого художника воспринял его как «разительную историческую черту», не только дававшую психологический ключ к пониманию характера самого Мазепы, но и позволявшую осветить его эпоху.

«Сильные характеры и глубокая трагическая тень, набросанная на все эти ужасы, вот что увлекало

меня»,- писал он позднее. Этот трагический эпизод Пушкин и положил в основу своей поэмы, разработав его с исключительной силой и глубиной. Замечательным художественным достижением автора «Полтавы» является образ Марии с ее женским очарованием и «неженскою душой» — один из самых ярких образов женщин в пушкинском творчестве, особенно восхитивший Белинского. В своем роде не менее значителен и образ Мазепы. В предисловии к первому изданию «Полтавы», явно имея в виду своих непосредственных литературных предшественников — Рылеева и Аладьина,- Пушкин писал: «Мазепа есть одно из самых замечательных
лиц той эпохи.

Некоторые писатели хотели сделать из него героя свободы, нового Богдана Хмельницкого. История представляет его честолюбцем, закоренелым в коварствах и злодеяниях Некто в романтической повести изобразил Мазепу старым трусом, бледнеющим перед вооруженной женщиною, изобретающим утонченные ужасы, годные во французской мелодраме, и пр.

Лучше было бы развить и объяснить настоящий характер мятежного гетмана, не искажая своевольно исторического лица». В противовес мелодраматическому изображению гетмана Аладьиным Пушкин развивает образ «злодея» Мазепы во всей его мрачной и вместе с тем трагической глубине. В то же время эпизод из личной жизни Мазепы — «губителя» отца Марии и ее самой — объясняет его политический облик — изменника-честолюбца. С этим органично связана и необычная структура поэмы, и действительно в высшей степени своеобразная ее композиция.

Романтическая фабула художественно закономерно сплетается с повествованием о важнейших исторических событиях эпохи, которое сопровождает рассказ о трагической любви Марии и Мазепы. Злодей в личной жизни, Мазепа выступает и как злодей политический. Обманщик и предатель своей возлюбленной в третьей песни поэмы — картине Полтавской битвы — предстает как обманщик и предатель своей страны, народа.

В то же время исключительно яркое, динамичное описание Полтавской битвы отнюдь не является чужеродным в романтической поэме, а составляет важнейшую часть идейно-художественного замысла автора.

Вначале Пушкин назвал было свою поэму «Мазепа», однако затем он намеренно дал ей заглавие «Полтава». Заглавие это имеет двоякий смысл. Описанием мирной жизни в Полтаве семьи Кочубеев открывается поэма.

Заканчивается она картиной Полтавского боя. И это не случайно. Несмотря на то, что большая часть поэмы посвящена любовной истории Мазепы и Марии, именно Полтавская битва является высшей кульминацией и внутренним, идейным стержнем произведения Пушкина.

Победа под Полтавой была, безусловно, решающим моментом в истории всего петровского времени. «Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий царствования Петра Великого. Она избавила его от опаснейшего врага; утвердила русское владычество на юге; обеспечила новые заведения на севере и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царем»,- так писал Пушкин в предисловии, которое он предпослал первому изданию своей поэмы. От исхода борьбы с Карлом XII зависело существование России как великой державы.

Тем отвратительнее была продиктованная личными, корыстно-эгоистическими целями измена Мазепы. И вот «честолюбцу, закоренелому в коварствах и злодеяниях», не любящему родины и готовому предать народ, контрастно противопоставляется Пушкиным в третьей песни «Полтавы» фигура героя-полководца, царя-патриота Петра I, за которым ощутимо стоит и вся мужающая, крепнущая, закаляющаяся, как булат под «тяжким млатом» суровых исторических испытаний, «Россия молодая».




Образ Мазепы в поэме Пушкина «Полтава»