Образ Мцыри в поэме Лермонтова

Поэма » Мцыри «, написанная М. Лермонтовым в 1839 г., рассказывает читателю о нескольких днях из жизни молодого послушника, о его бегстве из монастыря и последующей гибели. Главные герои в произведении сведены до минимума: это сам Мцыри и его пожилой воспитатель-монах. Образ Мцыри в поэме Лермонтова является ключевым — благодаря ему и раскрывается основная идея произведения.

Для создания образа Мцыри в поэме Лермонтов использовал целый ряд художественно-композиционных приемов, первым из которых становится выбранный им жанр. «Мцыри»

написана в форме исповеди, и главному герою дается возможность самому рассказать о себе. От себя автор прибавит лишь несколько строк о детстве героя. Из них читатель узнает, что Мцыри еще ребенком был привезен в монастырь из разрушенного войной горного аула, перенес тяжелую болезнь и был воспитан как послушник.

Правда, уже и из этого краткого описания можно составить некоторое представление о том, как относится автор к образу своего героя: он описывает его с безусловной симпатией. Так, говоря о болезни Мцыри-ребенка, Лермонтов пишет: «Но в нем мучительный недуг / Развил тогда могучий дух». Мцыри «гоним

неясною тоской», нелюдим, и при это обладает сильным духом — это образ идеального романтического героя, столь любимого Лермонтовым. Но дальнейший рассказ о Мцыри автор предоставляет ему самому.

Благодаря этому образ приобретает глубину и искренность, читатель вслед за автором может заглянуть в потаенные уголки души героя и составить о нем безошибочное впечатление.

Каков же Мцыри? Первое, что можно отметить в его характере, это страстность и горячее желание жизни: » Что за нужда? Ты жил, старик!/ Ты жил, — я также мог бы жить!». Его речь наполнена риторическими вопросами и восклицаниями, она поэтична и образна.

Мцыри не стыдится «кричать и плакать», переживая горе, не стыдится рассказать о своем страхе и радости. Он с живым любопытством наблюдает за открывающейся перед ним природа. Все, от легкого дуновения полуденного ветерка до бушующей грозы, пробуждает в его душе отклик.

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужный наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев…

Так мог сказать лишь человек с тонкой, поэтичной натурой, и то, что Лермонтов вкладывает свои высокохудожественные стихи в уста Мцыри, характеризует его с наилучшей стороны. Перед читателем вырисовывается образ тонко воспринимающего этот мир юноши, наделенного всеми положительными чертами характера, переживающего прекрасную пору юности.

Но вместе с тем образ героя Мцыри — это образ, носящий отпечаток трагической раздвоенности. Для понимания этого необходимо обратиться к имени героя, не случайно выбранного Лермонтовым. «Мцыри» по-грузински — не только «послушник», но еще и «чужак». Так исподволь, через имя, в поэму вводится романтический мотив одиночества и отверженности.

Мцыри чужд тому месту, где он вырос. Монахи, в силу своей религии отрицающие не только свободный человеческий дух, но и любые земные радости, не могут понять его страстной натуры. Жизнелюбие Мцыри, его поиск свободы и счастья вызывает у них лишь недоумение, недаром исповедь Мцыри монах не раз «хладно» прерывал.

Но и совершив долгожданный побег, герой не приблизился к своему идеалу. Да, он наслаждается вольной жизнью, но натура Мцыри такова, что он не может довольствоваться малым. Вернуться домой, на родину! — вот чего он по-настоящему желает.

Однако возможно ли это возвращение?

… Но скоро в глубине лесной

Из виду горы потерял

И тут с пути сбиваться стал.

Я стал влезать на дерева;

Но даже на краю небес

Все тот же был зубчатый лес.

Мцыри сбился с пути, его родной Кавказ так близко: он может его видеть, и в тоже время несказанно далеко, ведь Мцыри не знает пути туда. Он не имеет природного чутья, по которому мог бы найти дорогу через темный лес, долгие годы взаперти в монастырских стенах отбили это чутье. Да и кто ждет Мцыри в родном, но давно разоренном ауле?

Мертвы его близкие, он остался последним, гордый, но одинокий пленник обстоятельств. Внешне полный жизненных сил и устремлений, внутри Мцыри — «тюремный цветок», для которого воздух свободы оказался губительным. Постепенное осознание самим героем этого факта подымает образ Мцыри к высотам трагического образа:

… понял я тогда,

Что мне на родину следа

Не проложить уж никогда…

Для того, чтобы подчеркнуть трагизм ситуации, Лермонтов вводит две сцены: битву с барсом и предсмертный бред героя. Они, каждая по-своему, глубже раскрывают образ главного героя. Из эпизода с битвой можно увидеть, сколько еще нерастраченных сил, которые можно бы было использовать во благо, таится в Мцыри. И всему этому суждено погибнуть! Здесь образ Мцыри сливается в представлении поэта с образом его поколения 1830-х годов в целом.

Его современники, как и Мцыри, имели много идей и устремлений, но, как и у Мцыри, у них не хватало сил их осуществить.

Перед смертью Мцыри снится сон, в котором он говорит с золотой рыбкой. Эта рыбка предлагает ему забыться глубоким сном на дне озера, обещая покой, «привольное житье» и свою любовь. Но разве покой нужен Мцыри?

Нет, единственное, что его по-настоящему интересует, это его родина, и не страх смерти, ни какой-либо соблазн не могут заставит его ее позабыть. Перед смертью он глядит на Кавказ, надеясь на то, что «Быть может, он с своих высот / Привет прощальный мне пришлет, / Пришлет с прохладным ветерком…».

Вот так из мелких сцен и складывается художественно достоверный образ главного героя в поэме «Мцыри». Мцыри предстает перед читателем свободным и несломленным, и вместе с тем очень разносторонним юношей, судьба которого могла бы сложиться совсем по-другому. Обстоятельства погубили его, но так и не смогли себе подчинить, они даже не смогли озлобить его естественную, близкую к природе душу.

Перед смертью он прощается с далекими родными горами, и выражает надежду на то, что «я засну, / И никого не прокляну!…».

Раскрытие образа главного героя поэмы и история его судьбы, пригодятся ученикам 8 классов при написании сочинения на тему «Образ Мцыри в поэме Лермонтова»




Образ Мцыри в поэме Лермонтова