Образ Наполеона по роману эпопее Война и мир
Роман Льва Николаевича Толстого «Война и мир» — одно из лучших произведений русской литературы девятнадцатого столетия. В нем отражено огромное количество проблем того времени. Одной из таких проблем является проблема личности в истории.
Толстой на страницах романа не просто показывает различные сражения, но и оценивает своих любимых и нелюбимых героев, излагает свою историческую концепцию и взгляды на вышестоящую проблему.
На страницах романа действуют не только вымышленные персонажи, но и реальные исторические личности:
В данной работе необходимо проследить, как показан образ Наполеона в романе.
Одно из первых действий романа — прием у фрейлины императрицы Анны Павловны Шерер, на котором главной темой разговора становится французский император Наполеон. Русское общество пытается разглядеть нового соперника. Каждый герой видит Наполеона по-разному.
Дядя Пьера, случайно попадающего в модный салон, Наполеон — герой, для А. П. Шерер — тиран, выскочка, узурпатор и убийца, для старшего Болконского — будущий грозный соперник. Более практичный
Русские полководцы, кроме прозорливого Кутузова, попросту недооценивают Наполеона. Вспоминая победы Суворова, который не проиграл ни одного сражения и громил всех врагов русской нации, они не видят за этим напыщенным, самовлюбленным, маленьким человеком огромную армию, благодаря которой возвысился сам Наполеон Бонапарт.
Все это явно противоречит исторической концепции Толстого; автор отрицает всякую роль личности в истории и видит исторический процесс как совокупность действий каждого отдельного человека. Писатель отрицает возможность того, что какой-то отдельный человек движет массами, отдает им приказы, распоряжения, и от этого зависит исход сражения. Толстой считает, что в критических ситуациях стихийная, «роевая» сторона жизни человека побеждает, и люди сливаются в огромную массу, в огромный рой, чтобы противостоять врагу.
По мнению Толстого, именно потому что Наполеон не видел этого массового начала, не чувствовал духа своего войска, он и проиграл войну России. Наполеон управлял своими солдатами не как людьми, а как средствами достижения своей цели, как деньгами. Накануне важного сражения он говорит: «Шахматы расставлены, игра начинается завтра». В этом, по мысли писателя, и заключалась основная ошибка Наполеона и, наоборот, заслуга Кутузова в том, что он видел в солдатах людей, идущих на смерть.
Взгляды многих героев на Наполеона менялись, и после вторжения его в Россию не было уже ни одного человека, преклоняющегося перед захватчиком. Пьер, так яростно защищавший своего кумира в начале романа, в салоне А. П. Шерер, теперь видит в Наполеоне дьявола. В словах «L’Emperour Napoleon» Пьер видит число дьявола, три шестерки.
Ненависть Пьера к Наполеону становится настолько сильной, что он решается убить тирана.
Даже в светских салонах имя Наполеона становится крамольным. Были даже введены штрафы за французскую речь.
Иное отношение было у русского полководца Кутузова. Он не боялся французского императора, не восхищался им и не испытывал к нему чувства ненависти. Кутузов видел в Наполеоне лишь соперника, врага, которого надо изгнать из страны. Кутузов трезво оценивал поступки Наполеона, следил за каждым его шагом, и в нужные моменты наносил удар по врагу. Кутузов первым сказал, что Бородинское сражение — это победа, в то время как Наполеон тешил себя мыслью, что на каждом убитом французе лежало пять русских.
Бонапарт смотрит на вещи слишком поверхностно, победу он видит только в численном превосходстве войск, тогда как Толстой говорит устами князя Андрея, что не вооружение не позиция, не численное соотношение войск решают исход сражения, а тот дух, та сила, которая живет в каждом солдате и поднимает его на борьбу с врагом.
Наполеон Бонапарт — отрицательный герой романа. Его походка, движения, фразы глупы и неестественны. Перед ним ползает куча льстецов, готовых на все, лишь бы император потрепал их за ухо.
Все ошибочные действия французов приписывает Наполеону, а все победы — мужеству солдат, исполнительности офицеров.
Наполеон хотел подчинить себе всю Европу, но чем больше государство, тем им сложнее управлять. И, захватив Москву, Наполеон не знал, что делать, как удержать в руках завоеванное, и поэтому отступил и был разбит.
Образ Наполеона по роману эпопее Война и мир