Образ Наташи Ростовой
Совершенно особую роль играют женщины в романах Толстого и, в частности, в «Войне и мире». В полном соответствии с христианской доктриной Толстой вообще относился к женщинам с некоторым недоверием и даже предубеждением. Очень часто женщина в его глазах представала носителем плотского, а следовательно, дьявольского начала.
Особенно настороженно относился Толстой к красивым женщинам. И все-таки у него есть, несомненно, любимые героини, и в первую очередь Наташа Ростова и княжна Марья. Заметим, что обе они внешне некрасивы, но Толстому
В понимании Толстого женщина есть олицетворение любви, но не любви плотской, а любви духовной, христианского чувства, которое не делает различия между женщиной и мужчиной. Именно такова в «Войне и мире» Наташа, про которую Толстой прямо напишет: «Сущность ее жизни была любовь». Без любви Наташа не может жить, чахнет и страдает, как в тот год, когда она ждала князя Андрея.
Не имея возможности найти, так сказать, законный выход, эта любовь проявилась в мимолетном и, по мнению Толстого, грязном романе с Анатолем.
И чистое нравственное чувство предупреждает
В семье, по Толстому, реализуются те начала «роевой жизни», которые противостоят всеобщему разъединению людей, распространенному индивидуализму и эгоизму. Настоящая семья — это мир, в котором люди любят друг друга не за что-то, а просто так, это мир единения людей. Именно такой предстает в «Войне и мире» семья Ростовых, а в эпилоге — семьи Пьера и Николая. И наоборот, с гневом говорит Толстой о семьях, которые основаны не на естественной основе взаимной любви, а на неестественном расчете, выгоде, лжи и лицемерии. Таковы семьи Курагиных, Бергов, такова несложившаяся семейная жизнь Пьера с Элен.
В этих семьях извращается сама идея семьи. Если к Наташе или к княжне Марье Толстой относится с явной симпатией, то к таким женщинам, как Элен, он беспощаден, потому что они, по мнению писателя, собрали в себе все худшее, что может быть присуще женщине. Толстой делает Элен ослепительно красивой и показывает одновременно, что красота сама по себе есть зло, ибо будит в мужчинах нечистые мысли и желания. В Элен же внешняя красота сочетается с отсутствием души, с внутренней пустотой и ничтожностью.
Она в глазах Толстого по-настоящему развратная женщина и как таковая отвратительна ему.
Образ Наташи Ростовой