Образ Наташи Ростовой

Совершенно особую роль играют женщины в романах Тол­стого и, в частности, в «Войне и мире». В полном соответствии с христианской доктриной Толстой вообще относился к жен­щинам с некоторым недоверием и даже предубеждением. Очень часто женщина в его глазах представала носителем плот­ского, а следовательно, дьявольского начала.

Особенно насто­роженно относился Толстой к красивым женщинам. И все-таки у него есть, несомненно, любимые героини, и в первую очередь Наташа Ростова и княжна Марья. Заметим, что обе они внешне некрасивы, но Толстому

важна в женщине прежде всего ее ду­ша.

В понимании Толстого женщина есть олицетворение люб­ви, но не любви плотской, а любви духовной, христианского чувства, которое не делает различия между женщиной и мужчиной. Именно такова в «Войне и мире» Наташа, про которую Толстой прямо напишет: «Сущность ее жизни была любовь». Без любви Наташа не может жить, чахнет и страдает, как в тот год, когда она ждала князя Андрея.

Не имея возможности най­ти, так сказать, законный выход, эта любовь проявилась в ми­молетном и, по мнению Толстого, грязном романе с Анатолем.

И чистое нравственное чувство предупреждает

Наташу об этой грязи, но со своей натурой она ничего не может поделать. Сущ­ность же Наташи совсем в другом — в любви к матери, к Соне, Николаю, умирающему князю Андрею, Пьеру, ко всем людям, будь то ее родные или совершенно незнакомые раненые, для которых она очищает подводы при отъезде из Москвы. В эпи­логе Наташа наиболее полно выявляет свою сущность, стано­вясь матерью и полностью погружаясь в мир семейной любви и заботы. Именно такая женщина для Толстого является идеалом. Наиболее органичная и важная для женщины роль — это роль хранительницы семьи, которой Толстой придавал огромное значение.

В семье, по Толстому, реализуются те начала «роевой жизни», которые противостоят всеобщему разъединению лю­дей, распространенному индивидуализму и эгоизму. Настоящая семья — это мир, в котором люди любят друг друга не за что-то, а просто так, это мир единения людей. Именно такой пред­стает в «Войне и мире» семья Ростовых, а в эпилоге — семьи Пьера и Николая. И наоборот, с гневом говорит Толстой о семьях, которые основаны не на естественной основе взаимной любви, а на неестественном расчете, выгоде, лжи и лицемерии. Таковы семьи Курагиных, Бергов, такова несложившаяся се­мейная жизнь Пьера с Элен.

В этих семьях извращается сама идея семьи. Если к Наташе или к княжне Марье Толстой отно­сится с явной симпатией, то к таким женщинам, как Элен, он беспощаден, потому что они, по мнению писателя, собрали в себе все худшее, что может быть присуще женщине. Толстой делает Элен ослепительно красивой и показывает одновремен­но, что красота сама по себе есть зло, ибо будит в мужчинах не­чистые мысли и желания. В Элен же внешняя красота сочетает­ся с отсутствием души, с внутренней пустотой и ничтожностью.

Она в глазах Толстого по-настоящему развратная женщина и как таковая отвратительна ему.




Образ Наташи Ростовой