Образ Наташи Ростовой в романе Толстого «Война и мир»
Образ Наташи Ростовой в романе-эпопее Толстого «Война и мир»
В романе «Война и мир» Л. Н. Толстой использует прием антитезы, противопоставляя настоящую жизнь — фальшивой, истинные жизненные ценности — ложным, внутреннюю красоту — внешней. Олицетворением внешней красоты и внутренней пустоты является в романе Элен Безухова, воплощением же внутренней красоты, жизни, любви — Наташа Ростова.
Наташа — любимая героиня Толстого. Она покоряет читателя своей искренностью, непосредственностью, жизнелюбием, поэтичностью,
Ростовых, она предстает перед нами тринадцатилетней девочкой, совсем юной, трогательной, непосредственной. «Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, с своими детскими открытыми плечиками… с своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках, была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». Мы видим,
Эта героиня очень непосредственна, близка к природе. Она восхищается красотой лунной ночи в Отрадном, очень органична в сцене охоты.
Наташа очень музыкальна, романтична. Она прекрасно поет, тонко чувствует музыку, ее пением восхищается Денисов. А пляска Наташи, в которой раскрывается вся ее русская душа?
Эта пляска приводит в восторг и дядюшку, и Николая, и тетку Анисью, которые вдруг понимают, что эта юная девочка «умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисье, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».
Наташа близка к народу. Во время отъезда из Москвы она просит родителей отдать подводы раненым солдатам. «Люди собирались около Наташи и до тех пор не могли поверить тому странному приказанию, которое она передавала, пока сам граф от имени своей жены не подтвердил приказания о том, чтобы выдавать все подводы под раненых, а сундуки сносить в кладовые».
Главное качество этой героини — ее любовь к людям, эмоциональность, человечность. Из всех героинь романа она более всех наделена «способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражений лиц». Наташе не свойственна нравственная рефлексия, глубокие раздумья о смысле жизни. «Она не удостаивает быть умной», — замечает Пьер.
Однако Наташа наделена «умом сердца». Она тонко чувствует людей, понимает их. Так, она интуитивно чувствует фальшивую, подлую натуру Бориса Трубецкого, Берга.
И наоборот, ей с самого начала симпатичен Пьер Безухов.
В романе Наташа Ростова словно олицетворяет собой саму природу и любовь. Стремление к любви, жизнь чувствами — это главное в ее натуре. Отсюда все ее ошибки, побег с Анатолем
Курагиным. Однако эта любовь не эгоистична, она распространяется на всех близких ей людей. Так, в трудную минуту Наташа становится опорой для матери. «Любовь Наташи, упорная, терпеливая, не как объяснение, не как утешение, а как призыв к жизни, всякую секунду как будто со всех сторон обнимала графиню».
В финале мы видим Наташу женой Пьера, матерью большого семейства. Она утратила свое прежнее очарование. «Все, знавшие Наташу до замужества, удивлялись происшедшей в ней перемене, как чему-то необыкновенному.. Одна мать удивлялась удивлению людей, не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерной женой и матерью…».
Однако натура героини не изменилась, любовь по-прежнему составляет для нее смысл жизни.
Таким образом, Л. Н. Толстой с большой симпатией рисует эту героиню. В образе Наташи Ростовой писатель выражает свой идеал женщины в качестве жены и матери.
И этот образ неизменно привлекает читателей.
Образ Наташи Ростовой в романе Толстого «Война и мир»