Образ Обломова

И. А. Гончаров — роман «Обломов». В этом романе ав­тор глубоко исследует натуру своего героя, истоки его харак­тера, прежде всего, в картинах детства Обломова.

Эти картины автор дает нам в «Сне Обломова». Мы видим здесь описание природы. Ее безмятежность, спокойствие срод­ни волшебной сказке. В этом месте нет «дремучих лесов», моря, наводящего грусть, гор и пропастей.

Зато небо там, «как ро­дительская надежная кровля», солнце «ярко и жарко светит около полудня и потом удаляется… точно нехотя…». И вся при­рода

там представляет «ряд… веселых, улыбающихся пейза­жей…». Эта среднерусская природа с неторопливым течением рек, безмятежным духом полей оказала влияние на мягкий характер Ильи.

Далее мы встречаем описание помещичьего и крестьянс­кого быта. И опять здесь своеобразная идиллия: «Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе — грех…». Обломовцы трудолюбивы, религиозны, суе­верны, они любят слушать сказки, разгадывать сны. Навсег­да останутся в памяти героя бесконечные зимние вечера, сказ­ки няни о чудесной стране,

где текут реки меду и молока, где гуляют красавицы и добрые молодцы. Именно здесь, в Обло­мовке, в далекие детские годы, сформировалась важная черта его характера — поэтическая мечтательность.

Легенды и сказ­ки, былины и притчи определили его сознание и отношение к жизни.

Другая определяющая черта характера Обломова — неза­висимость от мира внешней жизни, чувство внутренней сво­боды. Именно поэтому служба лишь ради карьеры, светские друзья, пустые женщины, не способные дать счастья, оказы­ваются чуждыми герою. «Все это мертвецы. Спящие люди, хуже меня, эти члены света и общества!», — заявляет Обло­мов.

Он ищет совершенства в этом мире, «нормы, идеала жиз­ни, который указала природа целью человеку». В своих по­ступках и помыслах Илья Ильич чист и благороден, душа его «чиста и ясна как стекло».

Однако жизнь в родовом поместье сформировала и отри­цательные стороны характера Обломова. Так, маленький Илюша рос активным и любознательным, однако лучшие порывы его пресекались. Постоянная опека родителей и ня­нек не давала возможности ребенку полноценно развиваться. Все его попытки сделать что-либо самостоятельно опроверга­лись доводами: «Зачем? Куда?

А Васька, а Ванька, а Захарка на что?». Учеба его в пансионе Штольца шла с перерывами, он стал равнодушен к наукам. Так постепенно в ребенке разви­валась лень, инертность, апатия, равнодушие к жизни.

Илья Ильич мечтает о любви и семье, но ему не дано испы­тать идеальное чувство. С Ольгой Ильинской он расстается, так как она не может дать ему настоящего счастья. Агафья Пшеницына же своим характером, жизненным укладом не­сколько приближается к тому женскому типу, который суще­ствовал в его детстве. И именно поэтому он остается на Вы­боргской стороне, в доме Агафьи Матвеевны, она становится той самой Милитрисой Кирбитьевной, о которой читала ему няня.

Так сказка воплощается в жизни Обломова.

Таким образом, детские годы, по мысли писателя, полнос­тью определяют наш характер и жизненный сценарий.




Образ Обломова