Образ Печорина как связующее звено в романе «Герой нашего времени»

Роман состоит из пяти частей — повестей, каждая из которых имеет свое название, свой сюжет и жанрово отличается от остальных. Но главный герой объединяет все эти повести в целое, в единый роман. История разочарованной печоринской души изложена в исповедальных записках героя со всей беспощадностью самоанализа. Печорин бесстрашно говорит и о своих идеалистических порывах, и о темных сторонах своей души, и о разногласиях сознания. Тем не менее, этого мало для создания объемного образа.

Лермонтов вводит в рассказ других рассказчиков, не

«печоринского» типа, — Максима Максимыча, странствующего офицера, Веру, княжну Мэри, Грушницкого, доктора Вернера. Все описания внешности героя тоже направлены на отображение души.

Лермонтов относится к своему герою не иронически. Сам тип печоринской личности, который возник в определенное время и при определенных обстоятельствах, — иронический. Так задается дистанция между автором и героем.

Печорин совсем не alter ego Лермонтова. Характер Печорина задан с самого начала и остается неизменяемым, духовно он не растает, но от эпизода к эпизоду читатель все более глубже погружается в психологию героя, чей

внутренний мир будто бы не имеет дна, принципиально неисчерпаемый.

В этом и заключается суть печоринской души, ее загадочность, причудливость и привлекательность. Печорин постоянно ощущает «скуку», неудовлетворенность, ощущает над собой власть судьбы, которая ставит границы его душевной деятельности, ведет его от катастрофы к катастрофе, которые угрожают как самому герою, так и другим персонажам. Печорин сам себе кажется демоническим существом, злым орудием внеземной воли, жертвой проклятия. Ощущая жизнь как банальность, Печорин каждый раз все же надеется, что новое любовное приключение освежит его чувства и обогатит его ум.

Но скептический ум Печорина уничтожает непосредственность чувства, власть над женщиной оказывается для него важнее, чем искренность чувств. Любовь превращается в игру, в игру судьбами женщин, которые должны жертвовать собой, ощущать «преданность и страх» и этим тешить «нашу гордость». Герой тоже готов жертвовать собой ради женщин, но отказывается жертвовать своей свободой ради чужого счастья.

Из-за этого он не способен и на искреннюю дружбу.

Для Вернера Печорин лишь приятель, который сохраняет дистанцию в отношениях. Свою беспристрастность он дает ощутить и Максиму Максимычу, избегая дружеских объятий. Так Печорин непроизвольно, бессознательно становится эгоистом.

Кто виноват в том, что Печорин превратился в «умную ненужность», в лишнего человека? Сам герой отвечает на этот вопрос так: «Во мне душа испорчена светом», т. е. светским обществом, в котором он жил и уйти от которого не смог.

«Моя бесцветная молодость, протекла в борьбе с собой и светом, лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли». Автор постоянно подводит нас к мысли: Печорин не научился определять для себя высокую, благородную цель. А это делает его в жизни «лишним» человеком.

В 20-е годы XIX ст. из дворянского общества вышли декабристы.

А Печорин — человек 40-х годов, типичный герой своего времени. Роман «Герой нашего времени» является торжеством лермонтовского реализма. Он насыщен глубоким общественным и психологическим содержанием.

Художественным открытием стал образ главного героя романа — Григория Александровича Печорина, который изображен на широком фоне жизни русского общества. Лермонтов оголяет в своем герое трагические разногласия между глубиной его натуры и бесплодностью действий

. Идейно-творческая зрелость писателя обозначилась и в художественном новаторстве романа, в совершенстве его композиции, в тонком, психологически мотивированном раскрытии характеров и душевной жизни персонажей, в несравненном по своей точности и чистоте языку, которым восхищались Н. В. Гоголь, Л. Н. Толстой и А. П. Чехов.

М. Ю. Лермонтов кроме литературного творчества серьезно увлекался живописью, музыкой, любил математику.

Математику великий поэт знал еще со скамьи Московского университетского пансиона, в котором учился до поступления в Московский университет. Д. И. Милютин, его современник, вспоминает, что в учебный курс пансиона входили вместе с историей, словесностью, правом, и этикетом элементы высшей математики. Эта наука давалась Лермонтову очень легко, притягивала его на протяжении всей жизни. В своих переездах с одного места службы на другое он всегда возил с собой учебник математики французского автора.

Сослуживцы поэта вспоминают о его математических забавах, основанных на отгадывании задуманного числа с помощью специально запутанных арифметических и алгебраических действий. Эти шутки развлекали офицеров полка. А. А. Лопухин, близкий товарищ Лермонтова по кавалерийскому училищу, сообщает такое: «Как-то раз, приехав в Москву, он заперся в кабинете и до глубокой ночи просидел над решением какой-то математической задачи».

К сожалению, нам уже никогда не узнать, какую именно задачу решал поэт, но, судя по диапазону его математических знаний, это могло быть и логарифмическое уравнение, и пример для дифференцирования, и сложный интеграл. Так и не решив задачу, Лермонтов, вконец измученный, заснул. И тут ему приснился какой-то математик, который подсказал решение. Проснувшись, Лермонтов записал «подсказку» и даже нарисовал портрет таинственного незнакомца.

То, что решение задачи состоялось во сне, не вызывает удивления. Но кого изобразил поэт?

Оказывается, незнакомец очень похож на изобретателя логарифмов — шотландского математика Джона Непэра. Есть еще предположения, что на портрете был изображен испанский герцог Лерма, от которого, согласно семейной легенде, происходила фамилия Лермонтова.




Образ Печорина как связующее звено в романе «Герой нашего времени»