Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Григорий Печорин — молодой человек, принадлежащий к поколению 1830-х годов, представитель светского общества. Его «лучшие» годы прошли, по его собственным словам, «в борьбе с собой и светом».

Печорин — представитель мыслящей молодежи своего времени, он обладает несомненным умом и критически относится. к себе и свету. В отношениях с людьми он холоден, высокомерен, но его нельзя назвать инфантильным и безвольным. Из романа мы узнаем, что Печорин в юности «бешено» наслаждался всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги,

и они «опротивели» ему.

Потом он пустился в большой свет, впрочем, и общество ему скоро надоело, а любовь светских красавиц только раздражала его воображение и самолюбие, но сердце оставалось пусто.

От скуки Печорин стал читать, учиться, но и «науки также надоели». Он понял, что ни слова, ни счастье от них не зависит нисколько. Ему снова стало скучно, и он отправился на Кавказ.

Это было самое счастливое время его жизни. Там, увидев и полюбив Бэлу, он думал, что это ангел, посланный ему «сострадательной судьбой». Однако, как он считает, опять ошибся, «любовь дикарки оказалась ничуть не лучше любви

знатной барышни», а невежество и простосердечие ему вскоре надоели.

Характер Печорина очень противоречив. Как говорил он сам: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Эта противоречивость проявляется не только в мыслях и поступках героя. Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивает странности во внешнем облике: ему уже около тридцати лет, а в его улыбке что-то детское, «глаза его не смеялись, когда он смеялся…

Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти». Походка Печорина «была небрежна и ленива». С одной стороны, у Печорина «крепкое здоровье», а с другой — «нервическая слабость».

Печорин — разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям. Однако душа его находится в постоянном поиске. «У меня несчастный характер, — говорит он, — воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиной несчастия других, то и сам не менее несчастлив».

Печорин отрицает любовь и счастье в семейной жизни, а его отношением к женщинам движет тщеславие, честолюбие. «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?» — говорит герой.

Его отношение к Вере говорит о способности к глубокому чувству. Он говорит, что Вера для него очень дорога, дороже жизни, он боится ее потерять.

С горьким чувством Печорин расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. «Душа испорчена светом», и в этом он видит свою трагедию. Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью. Но поскольку Печорин был типичным представителем того времени, то все его «трагедии» — это трагедии целого поколения.

Лермонтов в предисловии к своему роману писал, что Печорин -«это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии». И трагедия его в том, что такие люди «не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья».

Дневник Печорина, в котором представлена целая галерея образов молодых людей 1830-х годов, не раз подтверждает мысль Лермонтова, отраженную в «Думе». В лице Печорина предстает своеобразный человек, типичный для своей эпохи.

Это личность, сформированная данным веком, ни в какой другой эпохе подобный человек не появился бы. В нем присутствуют все черты, все достоинства и недостатки его времени.




Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»