Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Григорий Печорин — молодой человек, принадлежащий к поколению 1830-х годов, представитель светского общества. Его «лучшие» годы прошли, по его собственным словам, «в борьбе с собой и светом».
Печорин — представитель мыслящей молодежи своего времени, он обладает несомненным умом и критически относится. к себе и свету. В отношениях с людьми он холоден, высокомерен, но его нельзя назвать инфантильным и безвольным. Из романа мы узнаем, что Печорин в юности «бешено» наслаждался всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги,
Потом он пустился в большой свет, впрочем, и общество ему скоро надоело, а любовь светских красавиц только раздражала его воображение и самолюбие, но сердце оставалось пусто.
От скуки Печорин стал читать, учиться, но и «науки также надоели». Он понял, что ни слова, ни счастье от них не зависит нисколько. Ему снова стало скучно, и он отправился на Кавказ.
Это было самое счастливое время его жизни. Там, увидев и полюбив Бэлу, он думал, что это ангел, посланный ему «сострадательной судьбой». Однако, как он считает, опять ошибся, «любовь дикарки оказалась ничуть не лучше любви
Характер Печорина очень противоречив. Как говорил он сам: «Целая моя жизнь была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку». Эта противоречивость проявляется не только в мыслях и поступках героя. Лермонтов, рисуя портрет Печорина, настойчиво подчеркивает странности во внешнем облике: ему уже около тридцати лет, а в его улыбке что-то детское, «глаза его не смеялись, когда он смеялся…
Это признак или злого нрава, или глубокой, постоянной грусти». Походка Печорина «была небрежна и ленива». С одной стороны, у Печорина «крепкое здоровье», а с другой — «нервическая слабость».
Печорин — разочарованный человек, живущий из любопытства, скептически относящийся к жизни и людям. Однако душа его находится в постоянном поиске. «У меня несчастный характер, — говорит он, — воспитание ли меня сделало таким, Бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиной несчастия других, то и сам не менее несчастлив».
Печорин отрицает любовь и счастье в семейной жизни, а его отношением к женщинам движет тщеславие, честолюбие. «Возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха не есть ли первый признак и величайшее торжество власти?» — говорит герой.
Его отношение к Вере говорит о способности к глубокому чувству. Он говорит, что Вера для него очень дорога, дороже жизни, он боится ее потерять.
С горьким чувством Печорин расценивает себя как «нравственного калеку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая половина души. «Душа испорчена светом», и в этом он видит свою трагедию. Все эти несоответствия и противоречия во внешнем облике и поведении отражают личную трагедию героя, не дают ему жить полной жизнью. Но поскольку Печорин был типичным представителем того времени, то все его «трагедии» — это трагедии целого поколения.
Лермонтов в предисловии к своему роману писал, что Печорин -«это портрет, составленный из пороков нашего поколения, в полном их развитии». И трагедия его в том, что такие люди «не способны к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастья».
Дневник Печорина, в котором представлена целая галерея образов молодых людей 1830-х годов, не раз подтверждает мысль Лермонтова, отраженную в «Думе». В лице Печорина предстает своеобразный человек, типичный для своей эпохи.
Это личность, сформированная данным веком, ни в какой другой эпохе подобный человек не появился бы. В нем присутствуют все черты, все достоинства и недостатки его времени.
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»