Образ Петра Могилы

В апрельскую среду святой недели 1632 года состоялось наречение и посвящение Печерского архимандрита Петра Могилы в епископский сан. Все происходило во Львовской братской церкви Успения. Накануне запланированных священнодействий Могила разослал пригласительные письма к тогдашним самым влиятельным лицам и общинам с просьбой прибыть на время посвящения во Львов.

Восхищенные общей радостью от осуществленного, львовские братья подняли приветствие новому митрополиту: «Аврора, которая сияет на львовском горизонте».

Виднейшей работой

Петра Могилы был Требник, написанный на украинском языке. Требник Петра Могилы был подтверждением существования давней киевской традиции и культуры. Написан Требник был так, чтобы тот, кто будет осуществлять таинства и чины, последовательность которых описывалась в книге, мог понимать и при необходимости истолковать выполняемые обрядовые части.

В обрядах-действиях Петр Могила делал попытки возрождения пышных богослужений византийского Царьгорода, которые через Константинополь переходили к стольнокняжему Киеву, в Софийском соборе которого они весьма широко применялись. За то время, когда Могила был архимандритом,

лаврские праздники начали сопровождаться непременными «молебными канонами», всегда выполняемыми песенными и процессийными обходами.

Могила осуществил в Лавре ряд строительных и ремонтных работ. Капитально отреставрировав пещеры, расширил и дал немало украшений пещерным церквям. Еще вступая в Киев, Петр Могила дал обет восстановления давних киевских сооружений: «Еще аки стал я архимандритом Печерской лавры, видя, что упадок веры и набожности среди украинского народа происходит не от чего другого, как от полной нехватки у нас образования и школы, дал я обет такой Богу: все мое имение, что получил от родителей, и все, что будет приходить из доходов имений, которые принадлежат поверенным мне по моей службе, оборачивать отчасти на восстановление разрушенных Божьих храмов, от которых остались, отчасти на существование школ и утверждение прав и вольностей украинского народа».

Софию Киевскую Петр Могила называл «главой и матерью всех церквей». Чуть ли не главнейшим следствием проведенных работ считал Могила найденный в фундаментах церкви саркофаг-гробницу киевского князя Владимира Великого. При жизни митрополиту не удалось до конца закончить строительство Десятинной церкви, поэтому в своем духовном завещании митрополит Петр Могила отмечал о выписывании 1000 злотых на завершение начатого им строительства.

Особые усилия Петр Могила приложил к получению во владение еще одного сооружения, связанного с киевской княжеской давностью, — Трехсвятых строящейся церкви, возведение которой связывали с первыми шагами христианизации в Киеве при Владимире.

Духовное завещание митрополита содержит также упоминание о 500 злотых, которые передавались на нужды Выдубицкого монастыря. Хотя и незавершенные, славные киевские сооружения еще при жизни становились памятниками действий Петра Могилы в глазах современников и потомков.




Образ Петра Могилы