Образ Петра Первого в романе А. Н. Толстого
Образ Петра Первого. Проблема русского национального характера. Особенность создания образа Петра в романе А. Н.
Толстого состоит в том, что писатель показывает своего героя не как уже сложившегося государственного деятеля, а прослеживает сам процесс становления личности под влиянием исторических обстоятельств.
Расскажите о раннем детстве и юности Петра. Для чего Толстой делает героя свидетелем расправы стрельцов с его близкими? Как зарождается ненависть Петра к патриархальной старине?
Какими столкновениями отмечен этот
Как укрепляется в сознании Петра мысль о необходимости преобразований? Проанализируйте сцену посещения Архангельска, обратите внимание на внутренний монолог Петра, осознание им своей ответственности за судьбу страны. Сравните два заседания боярской думы: до азовского похода и после него, сделайте вывод об изменении характера Петра.
Почему именно Петр, а не Софья или Голицын, стал реформатором России? Сравните портреты Петра и Голицына, поведение героев во время боя, их отношение к поражению. Какие художественные средства способствуют
Покажите, как чувство боли за нищету и отсталость страны привело Петра к осуществлению преобразований в экономике и военном деле, к борьбе с невежеством, к развитию культуры, науки, искусства. Какие трудности приходится преодолевать Петру в его стремлении к изменению жизни России? Какую роль играет изображение героя в постоянном преодолении сопротивления, в конфликтах?
Расскажите об отношении Петра к людям дела, людям талантливым.
Докажите на примере конкретных эпизодов, что А. Толстой не просто передает движение характера, но и показывает разные стороны личности героя, его сложность и противоречивость. Обратите внимание на эволюцию портрета Петра, особенности его речи, роль приема «внутреннего жеста» в раскрытии психологии героя. Важно также, в чьем восприятии показан Петр в той или иной сцене. Это помогает показать отношение к герою разных людей: бояр, матери, Софьи, Меншикова, Бровкина, иностранцев и т. д.
Образ Петра Первого в романе А. Н. Толстого