Образ поэта в раннем творчестве В. В. Маяковского
Среди литературных деятелей начала XX века резко выделялся начинающий поэт Владимир Маяковский. Несомненно, в первых его произведениях нашло отражение время, в которое он жил, — время глубоких социальных перемен, время колоссальных общественных противоречий и потрясений. Вполне очевидно то, что стихийные события первой русской революции существенно повлияли на развитие мировоззрения будущего поэта.
Революция для Маяковского — это разрушение старого мира во имя создания нового. Он протестует против старой жизни. «Долой вашу любовь!»,
Чуждая обывательская среда изображалась в них сатирически. Поэт рисует ее как бездуховную, погруженную в мир низменных интересов, в мир вещей: Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей. Очень сильно чувствуется отвращение поэта к идеалам мещанства.
Он протестует против консервативных устоев буржуа.
Как поэт-новатор выступает Маяковский в ранних произведениях: Возьми и небо заново вышей, новые звезды придумай и выставь, чтоб, исступленно царапая крыши, в небо карабкались души артистов. Еще одна характерная тема творчества Владимира Владимировича — это обличение ложного патриотизма мещан. По-моему, особенно хорошо поэт показал это в стихотворении «Вам!»: Знаете ли вы, бездарные, многие, думающие, нажраться лучше как, — может быть, сейчас бомбой ноги выдрало у Петрова поручика?.. В раннем творчестве Маяковский предстает перед читателем как поэт-богоборец. Он иронически снижает образ всемогущего бога.
В четвертой части «Облака в штанах» бог — не «вездесущий», «всесильный божище», а «недоучка, крохотный божик», которого можно испугать «сапожным ножиком». Однако поэма пронизана смутным ощущением высшей силы: И когда мой голос похабно ухает —
От часа к часу,
Целые сутки,
Может быть, Иисус Христос нюхает
Моей души незабудки.
В поэме «Облако в штанах» поэт говорит от имени народа, пророчески предсказывая близость революции. Настоящий поэт «видит идущего через горы времени, которого не видит никто». Он — предсказатель будущего страны. Маяковский искренне верил в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность перемен и счастья.
В ранних стихах внимательный читатель увидит не только фамильярные, насмешливые, пренебрежительные интонации, но и поймет, что за внешним — ранимая, одинокая душа. Чувствуется, что поэт только хочет казаться грозным, дерзким, уверенным в себе, но на самом деле он одинок, и душа его жаждет любви и понимания.
Стихотворение 1914 года «Послушайте!» — это крик поэта. Оно начинается просьбой, обращенной к людям, с надеждой быть услышанным и понятым. Лирический герой отчаянно пытается обратить внимание людей на волнующую его проблему.
Звучит интонация доверчивости, поражает масштаб. Поэт глубоко и тонко чувствует и переживает все, что происходит с окружающим нас миром, Вселенной, людьми. Это жалоба на человеческое равнодушие.
Он говорит о том, что нельзя мириться с безразличием, одиночеством. Одновременно с робостью и неуверенностью слышна надежда на понимание:
Значит — это необходимо,
Чтобы каждый вечер
Над крышами
Загоралась хоть одна звезда?!
Маяковский подчеркивал ответственность поэта перед обществом, он ощущал себя выразителем чувств и мыслей улицы, поэтому его поэзия отличается высокой идейностью и народностью. И, несмотря на то, что сейчас наша жизнь существенно отличается от жизни начала столетия, а значит, отличаются и наши взгляды на действительность, современный читатель восхищается гениально простыми произведениями поэта. Причиной этому, может быть, является строгая определенность ответов на конкретные вопросы; но я думаю, что поэзия Владимира Маяковского актуальна до сих пор, потому что в его творчестве нашли отражение темы, интересующие человечество на всем протяжении его существования — любовь, дружба и смысл жизни.
Образ поэта в раннем творчестве В. В. Маяковского