Образ правителя по философской драме Педро Кальдерона «Жизнь — это сон»
Во многих произведениях мировой литературы созданные образы правителей — вожди народов и государств. Это или сильные, справедливые, добрые властители или жадные, жестокие, злопыхательские, отвратительные, властолюбивые тираны, или слабые, сластолюбивые трусы. Все они определяют судьбу своих народов, всех, кто им подвластны. Жестокие войны и смерти, голод, насилие и беспорядок в государстве чаще всего является результатом бездарных, глупых и амбициозных властителей, которые берут власть к рукам с целью удовлетворения своих личных интересов,
Эта тема волновала и испанца Педро Кальдерона, который использовал ее как составляющую своих произведений, которые имели, как любое барочное произведение, учить, поражать и развлекать.
Философская драма «Жизнь — это сон» рассказывает истории из жизни сказочной и неведомой для испанцев Полонии. За пророчеством, принц Полонии, Сегисмундо, должен стать ужасным правителем, который будет совершать ужасные дела и доведет свой народ до уничтожения,
Полудикий Сегисмундо пользуется ею и несет всем только несчастье. Базилио видит, что обещанное исполняется и вторично усыпляет Сегисмундо и спроваживает его в башню. Надзиратель Клотальдо убеждает принца в том, что и свобода, и неограниченная сила были лишь сном. Этот небольшой опыт дает Сегисмундо ощутить, что граница между сном и реальностью не такая уже и большая. Он познает большую христианскую истину: вся жизнь — это лишь сон в вечности, а истинными есть вечные христианские истины — добрые дела и смирения, которые могут предоставить человеку силу воспринимать витье как Божий дар.
Когда народное восстание возвратит Сегисмундо на трон, это уже будет совсем другой человек. Сегисмундо обещает отцу быть добрым и справедливым правителем.
Короля Базилио Льстивые придворные наделяют званием мудрого и ученого человека — «Мудрый Фалес», «Наш Эвклид», что правит не только людьми, но и светилами и звездами. Кальдерон делает ударение на мудрость своего героя, его чрезмерной учености, и показывает, что любой мудрец может ошибаться, как и другие люди. У Базилио это настоящее горе от ума, так как отстранив Сегисмундо от власти и трона, он совсем оставляет воспитание сына, доверив его помощнику, обратив внимание только на пророчество. Здесь снова сопоставляются точные научные знания и неуверенная астрология, которую Базилио считает ценнейшей из наук:
Те плывучие алмазные сферы, Те хрустальные арки, Которые их звезды украшают И тайные полнят знаки, Это наибольшая из наук…
Учить принца приходится старому слуге, Клотальдо, который излагает не только научную математику, астрологию, медицину, но и христианский закон:
Ø…лишь один Клотальдо Общался с ним и, ученый, Излагал ему науки, Католического закона.
И все же большей частью Сегисмундо «учила матушка-природа». Принцу рассказывают и доказывают, что он сумасшедший и потому смещен от мира. Его слуга Клотальдо рассказывает принцу о тайне его происхождения и приговор звезд:
…большое безголовье У тебя, что ты из воли неба Умер до того, как роидлся, Если знаешь, что уздой Есть для тебя эта темница, Которая сдерживает твой норов, Что твое бешенство и злость напрасны…
Он наивный, простодушный мальчик, сбитый с толку отцовскими решениями Во время жизни в одинокой башне Сегисмундо каждый день ставит себе вопрос, который терзает ему душу:
Другие также родились, Чем же им права судились Те, которых я возраст не имел?
Он совсем не имеет опыта жизни и общения с отдельными людьми, так общество, его единый собеседник — это слуга и учитель Клотальдо. Кто учит Клотальдо принца?
Я здесь зверь среди людей И человек среди зверей; И хотя было не мед, Все я увидел, все я сверил, Учил обращению у зверей, Постигал птичий лет И читал я движение планет…
Проснувшись снова в башне, он старается понять, что с ним стало. Был он правителем в сне или на самом деле. Или вся его жизнь — это сон, или сон — есть жизни.
С помощью учителя он приходит к пониманию, которое не важно, где происходит определенное событие — во сне или в реальной жизни. Самое главное нести в этот свет любовь и добро. Интересно, что к реальной жизни возвращает Сегизмундо любовь к прекрасной Росаури. Сама любовь помогает принцу увидеть что-то хорошее во вражеском мире, любовь и есть тем путем, который выводит заненавидившую душу к христианским добродетелям.
Принц Сегисмундо побеждает зверя в себе — и это есть победа над собой. Сегисмундо определяет эту победу над собой и переход на новую ступень жизни отказом от любимой Росаури: властитель должен быть справедливым и жертвенным. Он видит любовь Росаури к Астольфо и дает возможность им вступить в брак, хотя и властен иметь все.
Мудрость обнаруживает Сегисмундо и тогда, когда должны подвергнуть наказанию солдата, который поднял народ ради возвращения Сегисмундо на трон. Мудрость состоит в том, что народ должен подчиняться правителю, а правитель — Божьему закону. Таким образом произведение дает представление о чертах, которыми должен быть наделен идеальный предводитель народа и государства.
Автор дает возможность сделать выводы о том, как именно человек становится лидером. Во-первых, Кальдерон определяет приоритет общечеловеческого над личным, поэтому обязанности правителя перед народом являются важнее личных удобств. Во-вторых, идеальный правитель должен иметь определенные личные черты — доброту, справедливость, способность к личной жертве ради высшей цели.
В-третьих, по мнению Кальдерона, государственный ум и характер не возникают сами по себе, они должны воспитываться с детства.
Это же, как не давно написал Кальдерон свою драму, он учит вещам, важных и сегодня: избирая тех, кто будет руководить твоим государством, пользуйся правилами Кальдерона, который срисовал образ идеального правителя — честного, справедливого, заботливого, мудрого. Такого, который использует власть ради блага своего народа, а не для самого себя. Такого, который способный на высшее самопожертвование.
Образ правителя по философской драме Педро Кальдерона «Жизнь — это сон»