Образ природы в послевоенной литературе

В послевоенной же литературе возникает и усиливается год от года иная проблема в связи с взаимосвязями человека и при­роды: современные писатели все чаще акцентируют в своих произведениях «экологическую» проблематику, с тревогой и болью говорят о непоправимом разрушении природы челове­ком, о том, что естественная среда обитания человека бездумно уничтожается, а вместе с невосполнимыми жизненными ресур­сами из жизни человека в этом процессе уходят и важнейшие нравственные ценности. Первым поднял эту тему, очевидно, Леонов в романе

«Русский лес», и не случайно те герои, кото­рые относятся к лесу с подлинной любовью, описываются пи­сателем как люди безусловно честные, благородные, духовно богатые. Нравственную противоположность им составляют те, кто видит в природе лишь возможность сделать себе карьеру, не думая о ее нравственном и жизненном значении.

Тему Лео­нова подхватили и усилили такие писатели, как В. Астафьев, В. Распутин, А. Битов, Г. Троепольский. В романе Астафьева «Царь-рыба» явственно ощущаются традиции Пришвина: в этом произведении природа предстает носительницей древней, вековой мудрости, и небрежное, хищническое отношение

к природе означает духовное обеднение людей, их отход от этой вековечной правды. Распутин в «Прощании с Матерой» зако­номерно ставит отношение к природе в контекст более широ­кой проблемы: уничтожение природы ради целей сиюминутно­го экономического успеха — это не просто уничтожение красоты и жизненной основы человеческого бытия, это и раз­рушение целого уклада жизни с присущими ему глубокими нравственными основами.

Гибель каждой частички природы — это ступень нравственного падения человека и человечества.




Образ природы в послевоенной литературе