Образ рассказчика в «улыбках» Остапа Вишни
Воспоминания являются нашим прошлым, тем, что осталось от прошлых событий, чувств, мыслей. Гуляя по аллеям своей души, слушая музыку своей души, мы стоим в их тени. Человек без воспоминаний — человек без прошлого. Некоторые заставляют нас краснеть и ныне, одни вспоминаем мы со смехом, другие мы называем наилучшими в своей жизни.
Для большинства из нас наиболее приятными являются воспоминания о детстве. То время, когда человек формируется, расцветает. Именно от того, каким было детство, зависит наше восприятие тех или других явлений или предметов,
В это время создаются наши вкусы, мы учимся общению с людьми.
Вообще, детство — это мостик к взрослой жизни. И какой этот мостик, такое и наше прибытие к нему. Создание этого «фундамента» зависит не только от человека, но и от его родителей, окружения.
Т. е. от всего того, что сопровождает наши детские годы. Так как там есть ответы на особенности нашей философии, идеологии, мировосприятия, общения с людьми, динамичности.
Детские годы еще не испорчены ложью, лицемерием, фальшивостью, так называемой «амфотерностью» и взрослостью в целом. Наивность, непосредственность, откровенность
Каждый раз при воспоминании о детстве жесткая музыка в сознании сменяется на светлую, немного печальную и лирическую.
Книжки с чьей-то биографией напоминают нам первые годы нашей жизни. Начинается, конечно, все с того, откуда мы взялись. Кто-то, например, нашелся в капусте, кого-то принесли журавли, кто-то лежал под хмелем, известный украинский писатель Остап Вишня лет до десяти считал, что его вытянули из колодца. Дальше — неотвратимое воспитание нас нашими родителями.
Учеба. Невыполненные домашние задачи, наказание учителей, уроки, которые были использованы на отдых души и тела, наказание и за них, плохие оценки, ну и еще многое. Всем нравится рассказывать о приключениях замечтавшегося детства, особенно в дружеской компании.
К друзьям-читателям и обращается Остап Вишня. Факты биографии щедро пересыпаны, как молодой картофель со сметаной — чабрецом, колеандром и петрушкой, улыбками и юмором в качестве приправы. Кто пробовал такое кушанье, особенно горячей, тот поймет, чему использованное такое сравнение. «Подходящие» условия для развития творческой натуры писателя, «подходящие» родители, так как сразу же заметили способность писать — «золотое детство между природой и людьми». На формирование как личности влияли такие интеллектуальные занятия, как копание ямочек для картофеля.
С их анализом помогают, конечно, и наши родители, которые похожи по характеру на родителей писателя.
Любовь к книжкам есть у каждого из нас, конечно, и проявляется она по-разному — кто-то обожает исследовать, из чего же сделана книжка, кто-то — рассматривать рисунки. Родители вообще используют книги, как орудие для наказания. Именно поэтому Остап Вишня пишет о своей любви к книгам с мягкими переплетами и небольших размеров.
Дальше, по словам автора, начинается неинтересная жизнь…
Непревзойденный юмор, самоирония и самокритика помогают писателю описывать себя, родителей, своих учителей. Иногда, даже не осознавая этого, мы проводим параллели с собой, со своими родителями, учителями. Вспоминаем свои ссоры с родителями, сестрами или братьями, вину и наказания или избежание его удивительным образом.
Конечно, среди смешных шуток Остапа Вишни внимательный глаз увидит идеи полноправного развития национального языка в республиках, необходимость его изучения и очищения от обезображенной лексики. Но это если подходить к произведению с научной точки зрения. Когда же читают обычные читатели, то их поражает доброжелательность, забавность «Моей автобиографии», а в сознании остается приятный привкус.
Наши автобиографы живут в нас. Воспоминания живут в нас. Воспоминания похоронены в нас.
Воспоминания скрыты в нас.
«Наверное, со времен Котляревского не смеялась Украина таким жизнерадостным, таким искрометным солнечным смехом, которым она смеялась снова в прекрасном творчестве Остапа Вишни», — писал Олесь Гончар.
Именно в улыбках полнее всего оказалась чистая, щедрая и веселая душа писателя. Герои повествований — охотники-неудачники и фантазеры, добродушные, искренние крестьяне. И почти в каждом произведении присутствует мудрый и остроумный, улыбающийся и иронический рассказчик, который олицетворяет позицию автора, подчеркивает единство автора с его героями. Рассказчик в улыбках Остапа Вишни — человек жизнелюбивый, оптимистически настроенный.
Он передает отношение автора ко всему, о чем рассказывается в произведениях.
Рассказчик незаурядный философ, начитанный человек, ведь знает творчество Антуана де Сент-Экзюпери, читал «Маленького принца». С любовью и увлечением описывает он августовский звездопад и ночное небо: «Бросается наверху какой-то космический мальчишка звездами, оставляя в черно-синей бездне золотые полосы…» К живой природе рассказчик относится особенно трепетно, персонифицирует ее: «К озерцу вы подходите уже тогда, когда качки «по-выключали моторы», почистили зубы, сделали на ночь физкультурную зарядку с холодным обтиранием, и, положив на водные лилии головы, погружались в сон…». Ласковыми, трепетными словами повествует рассказчик о красоте природы в «Охотничьих улыбках», нежно называет птиц и зверей: перепелочка, лисичка, дает им яркие и точные характеристики. «Охотничьи улыбки» Остапа Вишни — это своеобразная поэтическая зоо — энциклопедия родного края.
Рассказчик улыбок — человек с нежным сердцем, чей внутренний мир раскрывается благодаря многочисленным лирическим отступлениям. С любовью к природе, с уважением к читателям выступает рассказчик. Он учит не охотиться, а сохранять все живое, он принуждает задуматься над нашим отношением к окружающей среде, воспитывает чувство любви к родной земле.
В «Зенитке» рассказчик ведет диалог с дедом Свиридом, восхищается его мужеством, подводя нас к выводу о непобедимости нашего народа.
Любовь к природе, к людям насквозь пронимают произведения Остапа Вишни. Его смех не обижает, а вылечивает, воспитывает человека. И в этом помогает нежность, душевность и поэтичность рассказчика улыбок.
Образ рассказчика в «улыбках» Остапа Вишни