«Образ Ревизора в комедии»

Комедия, которой скоро будет 200 лет, до сих пор поражает нас актуальностью изложенных в ней проблем. Современные чиновники совершенно не изменились, и кажется, что они просто переоделись из старинных костюмов и начали разговаривать немного другим языком. Но их суть осталась неизменной: ничего не делать, урвать кусок послаще и уйти от ответственности.

Все преступления совершаются в открытую; в больницах пациенты мрут как мухи; почтмейстер не стесняется вскрывать и читать чужие письма — в России это творилось на каждом шагу и узнаваемо

даже сейчас.

Узнав «пренеприятнейшее известие» все чиновники осознают неминуемость расплаты, но тем не менее надеются на русский авось. И чудо случилось: «ревизор» оказывается «своим человеком», охотно берет мзду и приударяет за барышнями.

В немой сцене, мастерски описанной Гоголем, когда чиновники узнают правду, все отрицательные персонажи буквально окаменевают от ужаса. Реплика Городничего: «Над чем смеетесь — над собой смеетесь!» вторит еще одной важной фразе Хлестакова: «Я везде, везде». Гоголь много раз подчеркивал, что это не обычный обманщик и бедняк, которому удалось провернуть

удачное дело.

Хлестаков соединил в себе много характерных черт человека этой эпохи.

Настоящий Ревизор так ни разу и не показан в пьесе — до героев лишь доносится весть о его приезде. Чиновникам придется пережить все заново, причем вероятность того, что настоящего проверяющего удастся подкупить, ничтожно мала.

И Гоголю, и читателям очень хочется надеяться, что вскоре над этими преступниками будет свершен справедливый суд и они понесут заслуженное наказание. Но такой надеждой Россия живет уже несколько сотен лет.




«Образ Ревизора в комедии»