Образ Робинзона Крузо, как пример силы духа человека
Рассказывая о двадцати восьми годах, которые провел Робинзон на острове, Дефо впервые в литературе развернул тему работы. Именно работа помогла Робинзону остаться человеком. Оставшись наедине с природой, герой Дефо упорно работает над изготовлением предметов домашнего обихода. Здесь рассказывается, как он строил свое первое здание, обставлял свое жилье, приручал диких коз, обрабатывал поле, лепил горшки, пек хлеб, строил лодки и много еще чего нужно было для жизни на безлюдном острове.
Направляя внимание читателя к внутреннему миру своего
«… Здесь имею заметить, — делится раздумьями Робинзон, — что ум есть основа и источник математики, а потому, определяя и измеряя умом вещи и составляя о них правильные представления, каждый со временем может научиться любому ремеслу…». Преодолевая трудности, которые возникают на каждом
Хотя это может показаться и парадоксальным, но одинокая жизнь учит Робинзона ценить человеческое общение, радости которого он лишен на много лет.
Правда, он не на шутку пугается, увидев на двадцать третьем году уединения — живых дикарей-людоедов. Но вместе с тем, как видим, он грустит за человеком-собеседником, человеком-другом. Эта печаль определенной мерой проявляется в его отношении к Пятнице: освобожденный дикарь становится учеником и другом Робинзона. Вообще моральный аспект жизненной истории Робинзона Крузо не менее важный и интересный, чем экономический.
Более того — оба эти аспекта тесно взаимосвязаны, неотделимы друг от друга. Духовная жизнь Крузо на острове, конечно же, отнюдь не сводится к молитвам и чтению Библии — единственной книги, которая есть у него.
Ясная вещь, герой Дефо изображен как человек своего времени и обращение в мыслях ко Всевышнему для него целиком естественное. Молитва для него своеобразная деятельность — отдых от работы. Сам Робинзон признает, что длительное время его мысль «не знала Бога», что впервые он обратился к нему во время бури, а вторично — оказавшись на острове.
Этой второй молитве он дает сильное реалистическое толкование, характеризуя свой экстаз как обычную животную радость существа, спасенного от смерти. Важно отметить, что в жестокой борьбе со стихиями Робинзон не теряет понятия о совести, сочувствии, человечности. Так, готовясь к обороне от возможного нападения дикарей, он, хорошо подумав, приходит к выводу, что дикари — тоже люди и что они «не большие убийцы чем те христиане, которые убивают плененных на войне или — как еще и это бывает — уничтожают мечом целые армии, ничего не жалея, даже тех, кто сложил оружие и сдался».
И следует заметить, что Дефо как автор романа «Робинзон Крузо» имеет связь с просветительским «романом воспитания». Образ Робинзона Крузо значительно изменяется на протяжении его истории. Легкомысленный и капризный юноша, каким он есть в начале романа, становится под влиянием жизненных обстоятельств мудрым и серьезным человеком. Именно «роман воспитания» ценил в «Робинзоне Крузо» Жан-Жак Руссо, который называл книгу Дефо удачным трактатом о естественном воспитании.
В конце произведения скрытое живое и аллегорическое начало. В самом деле неслыханный успех первого романа вдохновил Дефо на продолжение истории Крузо.
В августе того же 1719 года вышли в мир «Дальнейшие приключения Робинзона Крузо», а через год — «Серьезные раздумья Робинзона Крузо на протяжении его жизни и удивительных приключений». Обоим продолжениям, особенно последнему, не судилась долгая жизнь. А тем временем первая книга, которая давно уже стала классикой, и дальше завоевывает умы и сердца многочисленных читателей во всем мире.
Образ Робинзона Крузо, как пример силы духа человека