Образ родины в поэзии С. А. Есенина

1. Русская природа в творчестве С. Есенина. 2. Эмигрантская Россия, глазами Есенина. 3. Советская Россия, глазами поэта. Гой ты, Русь, моя родная…

С. А. Есенин С. А. Есенин был и остается одним из немногих, подлинно народных поэтов нашей страны. Уже в ранних стихах поэта определились основные темы его творчества. И одной из главных тем в лирике Есенина навсегда стала родина.

Россия, Русь встает со страниц всех его стихов, даже тех, в которых не говорится о ней прямо. Всюду мы видим картины русской природы: Край любимый! сердцу сняться Скирды

солнца в водах лонных. Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных.

По меже на переметке Резеда и риза кашки. И вызванивают в четкм Ивы — кроткие монашки. Его родина — это березы у пруда, придорожные травы, зеленые леса и бескрайние поля без конца и без края: Я пастух, мои палаты — Межи зыбистых полей, По горам зеленым — скаты С гарком гулких дупелей. Во всей русской поэзии не найти больше таких прекрасных и удивительно емких картин родной природы.

Это целые художественные полотна, заключенные в нескольких стихотворных строчках, удивительные по своей простоте и прелести. Подчас его стихи о природе

кажутся строчками чудесной народной сказки: Поет зима-аукает, Мохнатый снег баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А теплота, с который поэт говорит даже об озябших «малых птахах» выдает чувство огромной нежности Есенина к родной природе. Мы чувствуем, как бесконечно дороги крестьянскому поэту родные места.

Но пейзажи Есенина — это не только поля и леса, это и хаты и деревенские церквушки и околицы: Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. В эти картины природы органично вплетаются и картины народного быта, гуляний, празднеств, народных обрядов: Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит над корогодом На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке На при воль зеленых лех, Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Русская природа так или иначе присутствует в большей части произведений поэта. Она нередко выступает фоном в его любовной лирике. Даже далекой персиянке он рассказывает о красоте родной земли: Потому, что я с севера, что ли, Что луна там огромней в сто раз, Как бы ни был красив Шираз, Он не лучше рязанских раздолий.

Но не только картины родной природы служат для Есенина источником вдохновения. Россия уже в раннем творчестве поэта предстает перед нами с самых разных сторон. Это не только прекрасная страна полей и лугов, которую он любит «до радости и боли», это и нищий, скудный заброшенный край: Край ты мой заброшенный, Край ты мой, пустырь, Сенокос некошеный, Лес да монастырь. Избы забоченились, А и всех-то пять.

Крыши их запенились В заревую гать. Но Россия — это еще и кладезь духовности, край странников, богомольцев, молебнов с хоругвями. Край простых и смиренных людей, бесхитростных и религиозных: По дороге идут богомолки, Под ногами полынь, да комли. Раздвигая щипульные колки, На канавах звенят костыли.

Но появляется в творчестве поэта и еще один образ — родины, страны разбойной и мятежной. По дорогам ее бредут не богомолки и калики, а «люди в кандалах»: Все они убийцы или воры, Как судил им рок. Полюбил я грустные их взоры С впадинами щек. Есенин не отвергает и такую Россию — преступножестокую, он признает свое родство с ней: Я одну мечту, скрывая нежу, Что я сердцем чист.

Но и я кого-нибудь зарежу Под осенний свист. И меня по ветреному свею, По тому ль песку, Поведут с веревкою на шее Полюбить тоску. Новый этап в творчестве Есенина и в его восприятии образа родины наступил после событий 1917 года. Есенин прошел не простой путь от полного отрицания всех своих прежних убеждений, идеалов православия и Святой. Руси, до мечты о «крестьянском рае», в конечном счете соединившей в себе идеалы христианства с идеями социальной справедливости.

Он освящает революцию образом Христа, его спасительной жертвы: Но вдруг огни сверкнули… Залаял медный груз. И пал, сраженный пулей, Младенец Иисус. Но постепенно под влиянием реальной жизни, гражданской войны, голода, разрухи, конфликтов власти с крестьянами, поэт расстается с утопическими мечтаниями, душу его заполняет смятение и неуверенность и образ родины соединяет в себе тоску по «соломенной избяной России» и бессилия уходящей жизни перед лицом гибели: Неживые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони О хозяине старом тужить.

Поэта глубоко волнует судьба родины. Как Блок и многие другие поэты и философы, Есенин был убежден в том, что России не следует идти по западному европейско-американскому пути, что у нее своя собственная, особая дорога. Он напряженно вглядывался в те изменения, которые происходили в стране, в различных сферах жизни, пытался понять их суть и предугадать, «куда несет нас рок событий».

В 20-х годах XX века поэт побывал за границей и увидел еще одну Россию — эмигрантскую. Россию, без родины. Увидел всю тоску и безысходность людей оказавшихся на чужбине.

Они еще надеются, что большевики скоро падут и все вернется на «круги своя». Но надежды эти все иллюзорнее, а жизнь беспросветней:

Снова пьют здесь, дерутся и плачут

Под гармоники желтую грусть.

Проклинают свои неудачи.

Вспоминают Московскую Русь.

Созданный Есениным в этот период цикл стихов «Москва кабацкая» — свидетельство глубочайшего духовного кризиса, переживаемого поэтом. И все же он чувствует, что возврата к старому нет, он пытается принять естественный ход событий, увидеть зарождающуюся новую Россию: Есть другие люди, Те, что верят, Что тянут в будущее робкий взгляд. Почесывая зад и перед, Они о новой жизни говорят. И он пытается смотреть их глазами, пытается принять Русь Советскую: Приемлю все. Как есть все принимаю.

Готов идти по выбитым следам. Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам. Несмотря на все искреннее желание оценить эту новую Россию, поэт чувствует себя в ней чужим. Даже родная деревня уже не принимает его: А жизнь кипит. Вокруг меня снуют И старые и молодые лица.

Но некому мне шляпой поклониться, Ни в чьих глазах не нахожу приют. Но эта боль и обита от собственной бесприютности и одиночества поднимает поэта на новый философский уровень восприятия жизни. Он сам обрывает свою жалобу: Опомнись!

Чем же ты обижен? Ведь это только новый свет горит Другого поколения у хижин. Такой озаренной светом новой жизни пытается увидеть поэт свою родину.

Следовательно, мы видим, что в восприятии родины Есенин прошел долгий и сложный путь от трогательного восхищения до глубоких раздумий и сомнений, разрешившихся в итоге принятием неизбежных изменений и надеждой на новую жизнь.




Образ родины в поэзии С. А. Есенина