«Какова Россия А. И. Солженицына?» Вопрос поставлен слишком обще, поэтому мы обращаемся ко второй части этого пункта, где нам предлагают описать образ России в рассказе «Матренин двор».
Герой рассказа хочет «затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила». После многих лет, проведенных в заключении, рассказчик хочет внутренней тишины. Важным условием обретения такой тишины для него становится приобщение к неискаженному страхом и лагерями духу народа, который он надеется почувствовать в центральной России.
Он ищет место, где бы «веселела душа». Таким ему кажется Высокое Поле, то место, «где не обидно бы и жить и умереть». Важным условием для рассказчика является отсутствие радио; в контексте рассказа радио — символ государственной лжи, которая распространяется на всю страну.
Однако в Высоком Поле герой-рассказчик не смог остаться: «там не пекли хлеба». С одной стороны, это реальный факт: если каждый день носить хлеб, самый необходимый продукт, из города, жить очень тяжело, неудобно. Но в контексте рассказа этот факт приобретает символическое значение: хлеб — это душа русского народа, и крестьяне, которые не умеют испечь хлеба, воспринимаются как люди, потерявшие нечто исконное, отлученные от тысячелетней традиции.
Герой-рассказчик понимает все стороны жизни современной ему России, видит беспорядочное, горькое, отлученное от истоков. Таким представляется ему поселок с трудновыговариваемым названием Торфопродукт. Но как раненая собака ищет травку, которая — единственная из всех — обладает целебными свойствами, так для героя единственным лекарством от перенесенных им бедствий становится «кондовая Россия».
И герой-рассказчик ощущает, предчувствует ее в умильной речи женщины, торгующей молоком, и находит ее в деревне Тальново, за которой «целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово».
В прохудившейся избе Матрены герой встречает исконную Россию, воплотившуюся в чистой душе русской женщины, ведущей бедную незамысловатую жизнь в постоянной готовности помочь людям, несущей в мир идеи подлинности, простоты и не — стяжательства.
Дайджест:
- Образ повествователя в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор»Ценность рассказа состоит в очень реалистичном и достоверном изложении событий. Жизнь и смерть Матрены Захаровой показаны такими, какими они были на самом деле. Название рассказа имеет несколько значений. Название рассказа показывает читателю, что на его страницах будет идти речь о жизни Матрены, ее доме и дворе. «Матренин двор» определяет пространство для совершения действия рассказа. После ... Читать далее...
- Образ праведника в рассказе Матренин дворВ рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» образ праведника является ключевым. Автор произведения не сразу раскрывает истинную сущность главной героини. На первый взгляд, Матрена предстает перед читателем простой сельской жительницей со своими заботами и «странностями» — желанием постоянно помогать людям. Именно эта черта является важнейшей в деревенской праведнице. Матрена была одной из немногих, кто всегда ... Читать далее...
- На тему: Образ праведницы и трагизм ее судьбы в рассказе Матренин двор, СолженицынОбраз праведницы и трагизм ее судьбы Рассказ А. И. Солженицына был написан в 1950-е годы и является частично автобиографичным. Со временем многое было изменено в рассказе, например, название, время действия, но суть от этого не была утеряна. Целью автора было показать, что Россия богата не только необъятными просторами и плодородными землями, а также незаурядными, праведными ... Читать далее...
- На тему: Русская деревня в изображении Солженицына в рассказе «Матренин двор»Русская деревня в изображении Солженицына в рассказе «Матренин двор» Многие произведения А. И. Солженицына повествуют об истории России. Через них он пытался передать правду о жизненных нравах, условиях быта народа, и описать целый период советского времени. Невозможно оставаться равнодушным, читая его рассказы. Одним из таких произведений является «Матренин двор» — рассказ, который был назван «основополагающей ... Читать далее...
- Реалистическая достоверность изображенных событий в рассказе «Матренин двор»Фигура Солженицына заметно выделяется на фоне литературной истории ХХ века. Этот писатель занял в духовной культуре современной России особое место. В 1960-е -1980-е гг. именно Солженицын воспринимался в России как воплощение совести нации, как нравственный высший авторитет для современников. Подобная авторитетность в сознании русского человека издавна связывалась с независимостью по отношению к властям и с ... Читать далее...
- Крестьянская тема в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»Крестьянская тема всегда была особенно важна для творчества А. И. Солженицына. Крестьянами были его предки, крестьянство он считал тем социальным слоем, в котором дольше всего сохранялись традиционные нравственные устои русского народа: трудолюбие, совестливость, душевная щедрость. И рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году и опубликованный в «Новом мире» в 1963-м Одно из первых произведений, раскрывших ... Читать далее...
- На тему: Любовь к людям в рассказе Матренин двор, СолженицынЛюбовь к людям Рассказ Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» был написан в 1959-м году и через несколько лет опубликован в журнале «Новый мир». По замыслу автора, первоначально рассказ должен был называться «Не стоит село без праведника», так как такое заглавие в полной мере могло передать характер главной героини. Однако через некоторое время автор изменил его. ... Читать далее...
- На тему: Дом — пристанище души в рассказе Матренин двор, СолженицынДом — пристанище души Дом — это слово близкое каждому человеку. Оно многозначно, поскольку домом можно считать место, где ты родился и вырос, родную деревню, город и всю страну. Дом — это ведь необязательно постройка с четырьмя стенами, фундаментом и крышей, это целая вселенная, которая может заполнить душу. Неслучайно Александр Солженицын назвал один из своих ... Читать далее...
- На тему: Время в рассказе Матренин двор, СолженицынВремя Взгляд А. И. Солженицына на русскую деревню отличается суровой и жестокой правдой. Литературовед А. Д. Синявский о его рассказе «Матренин двор» писал, что это чуть ли не «основополагающая вещь» всей русской «деревенской литературы». Время, о котором писал автор, было отнюдь нелегким. Сам он в этот период был только освобожден после десятилетнего пребывания в лагерях. ... Читать далее...
- На тему: Добро в рассказе Матренин двор, СолженицынДобро Крестьянская тема всегда была актуальна в произведениях Александра Солженицына. Его рассказ «Матренин двор» считался основополагающей вещью русской деревенской классики. События, описанные автором, относились к периоду хрущевской оттепели и оставляли тягостное впечатление. Главная героиня — пожилая женщина, которая пережила все «прелести» 1950-х годов. Она по несколько лет не зарабатывала ни копейки и научилась жить, радуясь ... Читать далее...
- Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»Имя Александра Исаевича Солженицына еще несколько лет назад было запрещено, но в настоящее время мы имеем возможность восхищаться его произведениями, в которых он демонстрирует исключительное мастерство в изображении человеческих характеров, в наблюдении за судьбами людей и понимании их. Особенно ярко все это раскрывается в рассказе Матренин двор. С первых строк рассказа читатель узнает вроде бы ... Читать далее...
- В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор»?Стержневая тема творчества А. И. Солженицына — противостояние человека силе зла, как внешнего, так и захватывающего само сердце, история падения, борьбы и величия духа, неотрывная от трагедии России. В рассказе «Матренин двор* автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. «Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как ... Читать далее...
- Деревенская тема в рассказе «Матренин двор»Произведения А. И. Солженицына отмечены суровой жизненной правдой. В рассказе «Матренин двор» он повествует о судьбах русской деревни, о тех нравственных сдвигах, которые происходят в душах крестьян. Главной героине рассказа пришлось испытать на своем веку много горя и несправедливости: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в ... Читать далее...
- Проблема нравственного выбора в рассказе А. Солженицына «Матренин двор»В ПОИСКАХ ПРАВЕДНИКА Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие. А. Солженицын, «Матренин двор» Начнем с отрицания. ... Читать далее...
- Идейно-тематическое содержание «Матренин двор»Идейно-тематическое содержание. Бывший зэк, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой. Жизнеописание простой русской женщины, не растерявшей в лишениях и мучениях своих лучших человеческих качеств, легло ... Читать далее...
- Художественные особенности «Матренин двор»Художественные особенности. Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России»;. Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во ... Читать далее...
- Изображение русской деревни по произведению Матренин дворДействие рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» происходит в деревне Тальново, в русской глубинке, спрятанной от глаз горожан. Главный герой мечтал о жизни в таком месте, и когда поселился здесь, то ежедневно мог наблюдать за селянами, их распорядком дня и отношениями друг с другом. Какой же предстает деревня перед Игнатичем и как относится к ней ... Читать далее...
- Тема праведничества в рассказе «Матренин двор»Что прежде всего подвигает русского человека на праведничество? Христианская вера. Заповеди Божии регулируют его поведение, взаимоотношения с людьми, обусловливают его мирочувствование, миропонимание. Матрена была старательным воцерковленным усердным человеком: «святой угол в чистой избе», «иконка Николая Угодника». Она зажигает лампадку «во время всенощной и с утра по праздникам.) «Только грехов у нее было меньше, чем у ... Читать далее...
- «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи1. Солженицын — летописец советской эпохи. 2. «Матренин двор» — прототип праведного уголка в стране. 3. Образ Матрены. 4. Финал й смысл рассказа. А. И. Солженицын имеет свое особое место в русской литературе XX века. Он словно летописец этой эпохи, правдиво отражающий реальность, не приукрашивая и не искажая ничего. В его произведениях нет призыва к ... Читать далее...
- Характеристика героя Рассказчик Игнатич, Матренин двор, СолженицынРассказчик Игнатич Игнатич — рассказчик и автобиографический персонаж в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор», постоялец Матрены. Сама она называла его Игнатьичем. Судьба этого персонажа во многом перекликается с судьбой самого автора. После десятилетней ссылки в знойном Казахстане он был реабилитирован и вернулся в среднюю полосу России. Если год назад его и электриком бы не ... Читать далее...
- Смысл названия «Матренин двор»Смысл названия. Первое название рассказа было «Не стоит село без праведников»;. Праведник — во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в чем не погрешающий против правил нравственности. Смысл названия заключался в том, что российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи. Второе название ... Читать далее...
- Жанровые особенности «Матренин двор»Жанровые особенности. Вторая половина 1950-х годов ознаменовалась формированием оригинального жанра «монументального рассказа»;. Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека»;. В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа»; узнаются в «Матренином дворе»; А. Солженицына, «Матери человеческой»; В. Закруткина, «При свете дня»; Э. Казакевича. Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем ... Читать далее...
- Охарактеризуйте Матрену, Матренин дворПроанализируйте данный отрывок. Подумайте, какие черты характера и внутреннего мира Матрены раскрываются в произведении Матренин Двор? В приведенном фрагменте раскрываются лучшие черты натуры героини: ее терпеливость, доброта, самостоятельность, душевная стойкость, трудолюбие. Матрена у Солженицына привыкла надеяться лишь на себя, четверть века она проработала в колхозе, однако, больная, так и не оформила инвалидность, не выхлопотала пенсии ... Читать далее...
- Система образов «Матренин двор»Система образов. Матрена — одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом: «… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…»;. Героиня ... Читать далее...
- По рассказу «Матренин двор»Главной героиней рассказа Александра Исаевича Солженицына «Матренин двор» является шестидесятилетняя женщина Матрена Васильевна, жительница села Тальново. Описываемый писателем персонаж можно охарактеризовать как очень хорошего, доброго и отзывчивого человека, который всегда и всем стремился помочь. Причем, все это Матрена Васильевна всегда делала от чистого сердца, совершенно искренне. Для того чтобы показать все положительные стороны характера Матрены ... Читать далее...
- Анализ рассказа «Матренин двор» Солженицына А. ИВ 1963 в «Новом мире» был опубликован рассказ Солженицына «Матренин двор». И в этом случае писателю пришлось изменить первоначальное название — «Не стоит село без праведника». Слово «праведник» вызывало религиозно-христианские ассоциации, а Русь уже давно была советской. Прототипом главной героини — Матрены — стала крестьянка Матрена Васильевна Захарова, в доме которой поселился Солженицын по окончании ... Читать далее...
- Солженицын, Анализ произведения Матренин двор, ПланАнализ произведения «Не стоит село без праведника» — таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрены посреди этой обстановки. Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила ... Читать далее...
- Краткое изложение Матренин двор СолженицынА. И. Солженицын Матренин двор Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына. Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, ... Читать далее...
- Размышления по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»Трудно и непросто сложилась судьба А. И. Солженицына. Фронт, тяжелый путь от Орла до Восточной Пруссии, медали за проявленное мужество, а затем арест, восьмилетнее пребывание в тюрьмах зловещего «архипелага ГУЛАГ». В 1970 году Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе. Рассказ «Матренин двор» Напечатан в 1963 году. Он полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны ... Читать далее...
- Краткое содержание Матренин двор в сокращенииЛето, 1956 год. В 184 км от Москвы, по направлению Муром-Казань, сходит пассажир. Он и является рассказчиком. Его жизненный путь схож с судьбой самого Солженицына. Его мечта — преподавать где-нибудь в глубине России, как можно дальше от города. Жизнь в деревне Высокое Поле у рассказчика не удалась, поскольку там не пекли хлеба и не продавали ... Читать далее...
Образ России в рассказе «Матренин двор»