Образ русского солдата в произведениях о Великой Отечественной войне

Прошло уж более полувека со времени окончания Великой Отечественной войны, а память вновь и вновь возвращает нас к тем героическим и трагическим дням. Отмечая год назад пятидесятилетие Великой Победы, наша страна чествовала своих ветеранов, которых, к сожалению, с каждым годом остается все меньше и меньше. Величественные и скромные памятники их погибшим товарищам разбросаны по всей нашей необъятной земле.

Завершено строительство мемориала на Поклонной горе. «Поклонимся великим тем годам», — как бы призывает колокольный звон, встречающий

всякого, кто приходит сюда. Мы вглядываемся в лица фронтовиков и стараемся представить, какими они были тогда, в те «сороковые, роковые.». Вспоминаются страницы прочитанных о войне книг, рассказывающих великую правду о ратном подвиге наших предков, который они совершили «не ради славы — ради жизни на земле». — Да, сделали все, что могли, мы, — Кто мог, сколько мог и как мог. — И были мы солнцем палимы, — И шли мы по сотням дорог. — Да, каждый был ранен, контужен, — А каждый четвертый — убит. — И лично отечеству нужен, — И лично не будет забыт. — Борис Слуцкий В трилогии Константина
Симонова последовательно освещаются основные этапы Великой Отечественной войны, в ней повествуется о том, как вчерашние мальчишки становились солдатами, осознавали свою личную ответственность за судьбу родины. Вот перед нами образ Синцова.

До войны он — штатский, журналист, человек сугубо мирной профессии. Война вовлекает его в свой бурный и стремительный водоворот. И мирный, на первых порах беспомощный в военном деле человек превращается в воина, солдата.

Миллионы людей, которые не родились солдатами и не были профессиональными военными, взялись за оружие, чтобы отстоять отчизну. Синцов — один из миллионов. В другом герое трилогии, Серпилине, К. Симонов запечатлел черты воина и полководца. Запоминаются его честность и бесстрашие, справедливость и требовательность, гуманизм и принципиальность. Не случайно Серпилин играет главную роль в оценке событий.

Характер Сериилина дан в развитии. Герой прошел множество тяжких испытаний до войны и во время войны. Жизнь его была порой столь драматичной, что требовались незаурядные душевные силы, чтобы все вынести, не дрогнуть, выстоять и победить.

Не раз он жестоко расплачивался за свою прямоту, готовность отстаивать справедливость. И всегда, при любых обстоятельствах, он оставался человеком и проявлял благородство и честность. Генерала Серпилина отличает то, что он всегда думает о людях.

Он стремится беречь солдат, не подвергать их бессмысленной опасности. Вот почему Серпилин возмущается действиями командира полка Барабанова, который под Новый год в пьяной удали, не взвесив свои силы, приказал без подготовки наступать, отбить у немцев высоту, и в результате полк понес неоправданные потери. Жизнь генерала Серпилина трагически обрывается: он погибает от осколочного ранения в мае 1944 года, в период наступления наших войск, так и не увидев победы. Его гибелью писатель подчеркивает, «какой ценой завоевано счастье», какими героическими усилиями досталась нам победа.

По определению писателя Юрия Бондарева, героизм — это преодоление самого себя. Своих героев Бон




Образ русского солдата в произведениях о Великой Отечественной войне