Образ Санкт-Петербурга по повести Белые ночи

Санкт-Петербург живет как бы сам, он живое существо, суетливое днем и тоскующее ночью. Он таит в себе и ужас, и страх, и прекрасное, и чудо — город контрастов никогда не спит. Это не какой-то неприметный городок N, это каменно-железный холодный приют для всех.

Но не тот приют, где бездомных кормят горячим супом, а исполин, закрывающий в себе все и вся. Как величественный, но пугающий дом Плюшкина, в повести «Мертвые души» Н. В.

Гоголя. С одной стороны, Санкт-Петербург украшен необычайной красоты мостами, везде каналы, фонтаны, безупречные

здания, но с другой стороны, своенравная, огромная, холодная и бездушная Нева — последняя обитель самоубийц такого же холодного Петербурга. В Темзу в Лондоне в средние века сбрасывали умерших от чумы, лихорадки, антисанитарии и голода, но река в Петербурге совершенно другая. Река в Англии терпела это «загрязнение», а Нева желала, притягивала самоубийц. Парадные улицы, красивые проспекты и темные уголки города, мосты, золоченые фонтаны и тюрьмы, разрушающиеся от старости, дворцы, лучшие университеты и трупы на дне Невы.

В этом городе абсолютно все является обманом, все величие находится в контрасте с серостью,

мерзостью, смертью. И там невозможно быть счастливым.

А. С. Пушкин описывал жизнь высшего общества Петербурга, восторгался его величием, красотой, но была и другая сторона города: трущобы, в которых люди живут в каморках, в нищете, «низший» свет должен добывать пропитание тяжелым трудом. Разделение жителей двух Петербургов крайне несправедливо, однако именно оно создает одновременно серый, сумрачный город и прекрасную северную столицу.

Однако Достоевский в произведении «Белые ночи» описывает обычную, повседневную жизнь не совсем престижного, но и не нищего города. «На улице жара стояла страшная, к тому же духота…» И белые ночи окутывают город мистичской дымкой, создавая «волшебную атмосферу для типичных, грустных, печальных представителей еще юного поколения того времени. И сам Петербург будто бы страдает и тоскует с героем — Мечтателем. И сам герой не видит привлекательности в пышности дворцов: ему интересны обычные дома и улицы, о которых он говорит, как о людях, проникается чувствами к бедному каменному домику, который покрасили в желтый цвет. Мечтатель относится к вещам так, как не относится к людям вокруг себя.

Я считаю это кощунством: так нам тяжело наскребсти хоть какие-то хорошие чувства и заботу к людям, а он любит дома, как друзей. Люби камень, не люби — а живым он не станет. И герой закрыт, заперт в своем мирке, как закрыт в себе сам город.

Санкт-Петербург ужасен и прекрасен, и ужасно прекрасен одновременно. И невозможно дать ему однозначную характеристику — он всегда разный, противоречивый, страшный и одновременно незаменимый.




Образ Санкт-Петербурга по повести Белые ночи