Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложные реальные люди. Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе «Горе от ума» наделена Софья. Очень хорошо об этом сказано в статье И. А. Гончарова «Миллион терзаний».

Он говорит о смешении в Софии «хороших инстинктов с ложью», «живого ума с отсутствием

всякого намека на убеждения». Но она «утеряна в духоте, куда не проникает ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха». Гончаров увидел в ней «задатки необычной натуры», и поэтому «недаром ее любил и Шацкий».

От природы София наделена хорошими качествами: сильным умом, независимым характером. Она способна глубоко переживать и искренне любить. Эта девушка получила хорошее образование и воспитание. Героиня увлекается чтением французской литературы. Но, к сожалению, все эти положительные черты характера Софьи не могли получить развития в фамусовском обществе.

Представление о людях

она черпала из сентиментальных французских романов, эта литература развила в Софии мечтательность и чувствительность. Поэтому она не случайно обратила внимание на Молчалина, который своими особенностями и своим поведением напоминал ей ее любимых героев. Однако нельзя сказать, что Софья ослеплена: она способна оценить избранника критически.

София еще и потому полюбила Молчалина, что ей, девушке с характером, нужен в жизни человек, которым она могла бы управлять. Любовь Шацкого к героине помогает нам понять одну истину: характер Софьи под стать самому Шацкому. В свои семнадцать лет она не только «расцвела прекрасно», но и проявляет завидную независимость мнений, немыслимую для таких людей, как Молчалин или даже ее отец.

Об этом говорит такая реплика Софьи: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит». Шацкий это понимает и свои речи адресует, прежде всего, Софье.

Именно Софью он считает своей единомышленницей. Он привык верить тому, что она разделяет его взгляды. Эту веру не поколебали в нем «ни развлечения, ни смена мест». Поэтому Шацкий, вернувшись в Москву и увидев, как изменилась Софья под влиянием окружения, очень переживает.

Софья также очень переживает, но уже из-за другого. Она невольно слышит разговор Молчалина с Лизой и вдруг видит своего избранника совсем с другой стороны. Она понимает, что нужна была ему только для того, чтобы, улучив момент, воспользоваться ее влиянием. Софья получает первый жестокий урок. Возможно, когда-либо Софья узнала бы об искренних намерениях Молчалина и ей не было бы так больно, но сейчас она потеряла человека, который очень подходил на роль мужа-мальчика, мужа-слуги.

Ей не нужен был такой человек, как Шацкий, но именно он открыл ей глаза на все происходящее. Если бы Софья выросла в другой среде, она, возможно, выбрала бы Шацкого. Однако она выбирает такого человека, который ей больше подходит, потому что не мыслит себе другого героя.

Но, по замечанию того же Гончарова, «тяжелее всех, тяжелее даже Шацкого» именно Софье.

Грибоедов представил нам героиню комедии как лицо драматическое. Это единственный персонаж, который задуман и выполнен, как близкий Шацкому.

Критики Н. К. Пиксанов и И. А. Гончаров сопоставляют Софью Фамусова с Татьяной Лариной. Чрезвычайно важен для понимания образа героини ее сон. Сон, рассказанный Софьей, содержит как бы формулу ее души и своеобразную программу действий.

Здесь впервые самой Софьей названы те черты ее личности, которые так высоко оценил Гончаров. Сон Софии знаменательный для постижения ее характера, как сон Татьяны Лариной — для постижения характера пушкинской героини. Сопоставляя Татьяну и Софью, И. А. Гончаров писал, что «огромная разница не между ею и Татьяной, а между Онегиным и Молчалиным».

Н. К. Пиксанов совершенно справедливо отмечал, что «драма, пережитая Софьей в финале четвертого акта, является в русской литературе… первым и блестящим опытом художественного изображения душевной жизни женщины. Драма Татьяны Лариной создана позднее».

Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорил Гончаров, «Горе от ума» стоит особняком в литературе и отличается от других произведений слова моложавостью и более крепкой живучестью.




Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»