Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»

Татьяна Ларина — главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина » Евгений Онегин «. Иногда читателям кажется, что автор неправильно дал название своему произведению. Симпатия всех, кто берется читать роман, всегда на стороне его волшебной героини — Татьяны.

Но, если прочитать роман внимательнее, мы увидим, что образ главного героя Пушкин изображает как летописец или биограф — разворачивает события во времени, некоторые отдельно, рассматривая их более детально. Татьяна же, поскольку не является главной героиней, появляется в романе

дважды — в своем родительном имении и на бале в Петербурге.

Впервые читатель видит Татьяну тогда, когда Онегин появляется на праздновании ее именин. Она — старшая из двух сестер Лариных. Сестры являются противоположностью во всем. Одна — красивая, неразумная белянка, другая — чернявая и романтическая девушка. Даже ее имя простонародное.

Она «…та, которая грустна И молчалива, как Светлана». В то время как ее сестра Ольга весела, играет с подружками. Евгений отмечает:

«В чертах у Ольги жизни нет. Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне»

Татьяна одинокая, любит сидеть самая возле окна, ее

увлекает — не вышивание, как других девушек, а романтичные истории о любви Ричардсона и Руссо, сонник Мартына Задеки. Пушкин подчеркивал близость Татьяны к народу не только ее простонародным именем, но и ее вкусами. Татьяна вместе с дворовыми девушками гадает, прислушивается к рассказам суеверной няни, тайно вычитывает из сонника смысл своих снов…

Простая и красивая девушка, с чистым сердцем и любознательным умом, она ищет своего романтического героя и находит его в Онегине. Почему она не влюбилась в Ленского? Он как и Татьяна — романтический герой, путешественник, студент Гетингенского университета.

Человеческие пересуды сразу «повенчали» Татьяну и Евгения, тем не менее, этого могло не произойти. Пушкин определяет этот миг так:

И в сердце дума заронилась; Пора пришла, она влюбилась

Итак, почему именно Евгений становится ее избранником? Здесь Пушкин говорит просто:

Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь; Душа ждала… кого-нибудь

Итак, Евгений — пока что «кто-то» для Татьяны. Она влюбляется лишь в образ, в свою мечту, которая, в конце концов, приобрела какие-то определенные черты. Онегин для нее — воплощение одухотворенных героев «любовника Юлии Вольмара», Малека-Аделя, Линара, Вертера и Грандисона:

«Все для мечтательницы нежной В единый образ облеклись, В одном Онегине слились…»

Сама Татьяна, «подобно Юлии, Дельфине», влюбленная, не умевшая высказать своей мысли русской, просто переписывает текст любовного письма с французского романа и отсылает его Онегину как свой. Для Онегина, светского льва, внезапная влюбленность сельской девочки — лишь неприятный случай, он отвечает ей, как и должен ответить взрослый мужчина девушке-подростку : «Я не созданный для брака». Он старается не обидеть ее душу, и одинаково первое девичье чувство она отброшена.

Проходит несколько лет — и Онегин снова встречает Татьяну — теперь волшебную светскую даму, жену боевого генерала. Онегин очарован: впервые он серьезно влюблен… Как и когда дикая романтическая девочка превратилась в блистающую хозяйку столичных балов?

Самая неожиданная несчастная любовь открывает для Татьяны-девочки мир взрослых чувств. Она читает много книжек из библиотеки усадьбы Онегиных, благодаря которым девушке приоткрывается внутренний мир влюбленного:

«И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее — слава богу — Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной: Чудак печальный и опасный»

Позднее, приехав в Москву, она научится выезжать в мир, вести себя в обществе… Окрепнет и вырастет ее душа, она станет украшением и хозяйкой гостиных, на равные будет разговаривать со светскими львицами. Но приобретя светского опыта, Татьяны все равно останется той Дикой и романтической девочкой, умеющей любить, дворянское общество научило ее изысканным манерам, вкусу в одежде. Но самое главное — способность к чистому человеческому чувству. Ответ Татьяны Онегину ну на его чувство звучит, будто месть — Горький укор за то, что он не увидел и не оценил силы ее чувств:

Урок ваш выслушала я? Сегодня очередь моя. «Онегин, я тогда моложе, Я лучше, кажется, была, И я любила вас; и что же? Что в сердце вашем я нашла?»

«Тогда — не правда ли? — в пустыне, Вдали от суетной молвы, Я вам не нравилась…» — говорит Татьяна. «Меня преследуете вы? Зачем у вас я на примете? Не потому ль, что в высшем свете Теперь являться я должна; Что я богата и знатна…».

Татьяна упрекает его любовь: «Как с вашим сердцем и умом Быть чувства мелкого рабом?» Но и сейчас она его уважает, и даже любит: «А счастье вылилось так близко…» Пушкин уже почти толкает Татьяну навстречу своему герою-ловеласу, и понимает: нет, Татьяна не для Онегиных! ее чистая и красивая душа не создана для однодневной любви, она сильная и цельная, ей нужно или все — или ничего. Ее простонародное христианское воспитание не разрешает Татьяне совершить грех даже для любимого человека. Поэтому ее выбор такой: «Но я другому отдана; Я буду век ему верна»

Пушкинская Татьяна — замечательный пример высокой любви, такой, которая приносит себя в жертву — ради того, чтобы не предать, не принизить это прекрасное чувство. Если бы Татьяна не отказала Онегину, их любовь превратилась бы в похожее на многие истории. Вместе с тем ее отказ поднял эту историю на уровень мировой литературы. Пушкин любит свою Татьяну, он восхищен ее живостью, понятливостью — и девичьим, и женским. Татьяна — воплощение пушкинского идеала женщины.

А достижим этот идеал, или нет, — каждая женщина должна ответить на этот вопрос хотя бы раз в жизни.




Образ Татьяны Лариной в романе А. Пушкина «Евгений Онегин»