Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина

Татьяна Ларина — героиня романа Пушкина «Евгений Онегин», «милый идеал» самого автора. Он не скрывает своей симпатии к героине, рисуя ее сильной и преданной девушкой, близкой к природе и народу. Ее тоже можно назвать гением любви, как и Онегина.

Поэтому она наряду с ним главная героиня романа в стихах. Пушкин начинает свой рассказ о ней с рассказа об ее имени:

Ее сестра звалась Татьяна…Впервые именем такимСтраницы нежные романа Мы своевольно осветим. И что ж? Оно приятно, звучно;Но с ним, я знаю, неразлучно Воспоминанье старины

Иль девичьей!

Татьяна была тихой, спокойной девочкой, ничем, казалось бы, внешне не примечательной:

Итак, она звалась Татьяной. Ни красотой сестры своей, Ни свежестью ее румяной Не привлекла б она очей. Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой.

Автор противопоставляет Ольгу, живую и веселую барышню, замкнутой и неразговорчивой Татьяне. Ведь она «играть и прыгать не хотела», как остальные дети, а игры сестры были ей скучны: Задумчивость, ее подруга От самых колыбельных дней,

Теченье сельского досуга Мечтами украшала ей.

Что же тогда интересовало

ее? Она с удовольствием слушала «страшные рассказы зимою, в темноте ночей», просыпалась рано и шла «предупреждать зари восход», но настоящая ее страсть — чтение:

Ей рано нравились романы;Они ей заменяли все…

Можно сделать вывод, что у нее был богатый внутренний мир, если она взахлеб читала и все переживания свои оставляла в душе. Она не была такой открытой, как Ольга, но это еще не значит, что она ничего не чувствовала. Пожалуй, история жизни обеих сестер доказывает как раз то, что Татьяна более чувствительная и глубокая натура, нежели Ольга.

Кто были родители Татьяны? «Отец ее был добрый малый», «бригадир» Дмитрий Ларин женился в Москве на светской девушке;

И, чтоб рассеять ее горе, Разумный муж уехал вскоре В свою деревню, где она, Бог знает кем окружена, Рвалась и плакала сначала, С супругом чуть не развелась;Потом хозяйством занялась, Привыкла и довольна стала.

Детство и юность Татьяны прошли в деревне, и ее любовь к природе так естественно дополняет ее внутренний мир:

.. .Татьяна С ее холодную красою Любила русскую зиму.

Книги, рассказы няни, природа — все это составляло круг любимых вещей Татьяны. Автор подчеркивает ее обособленность, и это роднит ее с Онегиным, а русский дух — с автором.

Неожиданная любовь Татьяны к Онегину преображает ее внутренний мир:

Давно ее воображенье, Сгорая негой и тоской, Алкало пищи роковой. Давно сердечное томленье Теснило ей младую грудь;Душа ждала… кого-нибудь…И дождалась… Открылись очи:Она сказала: это он!

Она не может молчать о своей любви и пишет Онегину свое знаменитое письмо. Но если любовь для такой натуры, как Татьяна, чувство вполне естественное и глубокое, то для Онегина — всего лишь повышение самооценки. Ему льстило, что такая девушка, как Татьяна, которую он предпочитал Ольге, выбрала его. Но вместе с тем он не мог ответить ей взаимностью,».. .обмануть он не хотел доверчивость души невинной», поэтому он приезжает к Лариным, чтобы объясниться с Татьяной:

Я вас люблю любовью брата — И, может быть, еще нежней.

Любовь Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне — та точка, в которой сходятся все линии «Евгения Онегина». Это сюжетная линия, которая помогает Пушкину охарактеризовать главных героев друг через друга. Недаром в финале романа оба эти героя, надолго расставшиеся, встречаются.

Встреча Онегина с Татьяной, которая уже замужем, — это сцена, зеркально отражающая первое их объяснение. Теперь влюблен Онегин, он восхищен Татьяной, его страсть толкает его на необдуманные поступки. Он словно забыл себя прежнего, светского льва, которому страдания несчастной девочки были приятны, но не затрагивали глубоко его чувств. Он пишет письмо Татьяне, настаивая на разговоре:

Сомненья нет: увы! Евгений В Татьяну, как дитя, влюблен;В тоске любовных помышлений И день, и ночь проводит он.

И Татьяна совершенно изменилась по сравнению с той провинциальной барышней, которая когда-то пленилась Евгением:

Она была нетороплива, Не холодна, неговорлива, Без взора наглого для всех, Без притязаний на успех, Без этих маленьких ужимок, Без подражательных затей…Все тихо, просто было в ней…

В ней расцвело то, что так нравилось в ней Пушкину еще в девочке: доброта и несуетность в движениях, поступках и словах. И даже блестящая Нина Вронская, «Клеопатра Невы», как говорит о ней Пушкин, не могла затмить света, исходящего от Татьяны.

Никто не понимает этой метаморфозы, кроме самой Татьяны. Она повзрослела и с удовольствием променяла бы свое сегодняшнее положение в обществе на ушедшее прошлое:

А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Сейчас отдать я рада Всю эту ветошь маскарада, Весь этот блеск, и шум, и чад За полку книг, за дикий сад, За наше бедное жилище…

Потому что именно там, в прошлом, было возможно счастье, если бы Онегин не отвернулся от нее, понял и принял, так, как она поняла его, побывав в его доме:

И начинает понемногу Моя Татьяна понимать Теперь яснее — слава Богу — Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной…

Как ее понимает и принимает сам Пушкин, для которого она — его Муза. Ведь:

… счастье было так возможно, Так близко!..

Правда, для таких людей, как Татьяна и Евгений, о котором она говорит: «В вашем сердце есть и гордость, и прямая честь», — если решение принято, оно бесповоротно:

Я вас люблю. Но я другому отдана;Я буду век ему верна.

Татьяна Ларина — заложница собственной гордости, собственного чувства долга. Она не может переступить через себя, и Пушкин, и читатели ее за это уважают. При этом, несмотря на сложную эволюцию этого образа, как и образа Онегина, она остается совершенством и идеалом женственности, которого ни один Онегин не достоин.




Образ Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина