Образ веры павловны в романе «Что делать?»
Совершенно иначе подходит к этому типу Чернышевский. Его роман «Что делать?» вообще является полемическим по отношению к консервативной и либерально-дворянской литературе, и в трактовке женского вопроса Чернышевский тоже полемичен. Его Вера Павловна нисколько не похожа на ту же Кукшину, хотя и является образцом эмансипированной женщины. Она прежде всего нормальная женщина, ни при каких обстоятельствах не утрачивающая женственности, но прибавляющая к ней такие качества, которые считались традиционно чисто мужскими: здравый и тонкий ум, стремление работать, образованность, самостоятельность. Это, безусловно, положительный герой романа Чернышевского.
Чернышевский стремится доказать, что в эмансипации, освобождении женщины нет ничего чудовищного или противоестественного, что свобода и равноправие женщины — непременное условие социально гармонического общества. Примечательно, что любовь у Чернышевского является проверочной ситуацией, но из нее герои выходят с честью, и прежде всего благодаря «теории разумного эгоизма», которая выражает сущность морали «новых людей». «Свободная любовь», по Чернышевскому, — это прекрасно и разумно, это — проявление уважения к женщине и признание ее неотъемлемых прав. Но истинно свободная любовь возможна лишь в свободном обществе, а потому подлинное освобождение женщины лежит на путях социальной революции.
Образ веры павловны в романе «Что делать?»