Образ Воздвиженского в романе И. Нечуя-Левицкого «Тучи»

Отсутствие авторской симпатии к образу Воздвиженского ощущается уже в его портрете. Он один «выше всех целой головой» был «поводырем» тульских студентов — «…большой, как обелиск», румяный, его «полные щеки были здоровые как-то по-сельски». Он имел «жилистые руки, коренастые плечи и шью и вскидывался на торговца-коробейника».

Портрет создан индивидуализировано, в духе натуральной школы. Автор будто подчеркивая на фоне его физической мочи духовную немощь, не подает широкого и развесистого портрета героя, как делает

это с Дашковичем.

Но портрет Воздвиженского подается перед портретом Дашковича. Соблюдая именно такую их последовательность, автор будто подчеркивает, что, не считаясь со своей личностной ущербностью, Воздвиженский как представитель большого и «старшего братского» народа русского будет иметь преимущества в скорости осуществления собственной карьеры, построения своего благополучия, так как все сливки общественной жизни собирали в Украине именно россияне. Достаточно для этого припомнить хотя бы роскошные покои митрополита, который, кстати, тоже приехал из России, где стояли большие кресла, крытые

малиновым бархатом, с золотыми спинками, с парчовыми кистями, где лежали ковры на несколько саженей, затканные замечательными цветами и кистями. Смотря на такие роскоши всем тульским студентам захотело стать киевскими митрополитами. Но будут заботиться такие чужеземные митрополиты не о благосостоянии народа, за счет которого они собираются жить, а за собственное благополучие.

Таким был и Воздвиженский.

Жадность к теплому месту и сытой жизни обусловили его поведение и поступки во время обучения в Киевской духовной академии. Воздвиженский — человек аморальный. Он без притеснений совести манипулирует людьми. Чтобы остаться в Киеве и на доброй должности и обмануть ректора он начинает ухаживать за дочуркой протоиерея, так как «он был земляк и товарищ ректоров по школам».

Однако, на самом деле «женится там не думал, так как протоиерей был небогатый».

Воздвиженскому было безразлично, что он сломал ради собственной выгоды судьбу невиновной девушки, что люди даже на его свадьбе с Мартой говорили, что он девичий предатель, который одну будто любил, а другую взял в жены из-за жадности к приданому. Этот проныра ухищрениями добился успешного окончания академии и должности профессора, а потом удобно вступил в брак с дочерью Сухобруса.

Ему чужды интересы науки и воспитание молодежи. Преподавательская работа для него — лишь средство занять заметное положение в обществе. «Воздвиженский не любил науки, не уважал ее, имел ее только за способ проложить себе тропу в жизни и как можно больше вытянуть из нее через это денег, пищи, напитков и всякого добра!». В своих лекциях он десятками лет не менял ничего, однако, не понимая, что он излагает, не мог запомнить ни слова и читал из пожелтелых промасленных завтраками бумажек.

Студенты не любили лекций Воздвиженского, а чтобы не была аудитория совсем пустой, они ходили к нему на занятия поочередно.

Непрофессиональность лектора, однако, не стала помехой для ректорской ласки, который допустил своего земляка-любимца к университетской казне.

Воздвиженскому были чужды интересы народа, на земле которого он живет и за счет работы которого существует. Он ненавидит язык и готов даже сжечь книжку с украинскими песнями. Такое отношение к книжке абсолютно противоречит сущности ученого интеллигентного человека.

Воздвиженскому даже чужда и работа, которую он выполняет. Он определен, что россиянин на порабощенной Украине и без чрезмерной затраты усилий создаст себе блестящую карьеру, лишь бы он выучил искусство подлизывания к высшему руководству, которое тоже походило из россиян, поэтому лекции читал при полном равнодушии аудитории, а намерения Дашковича изучать народ, его язык и культуру вызвали у него только саркастический смех.

Так вот, Воздвиженский ищет в науке материальной выгоды, выполняет работу лишь в тех границах, которые необходимы для проживания, книжками не интересуется никакими, ни философскими, ни славянофильскими, ни даже московскими, а украинские он просто ненавидит. Его ненависть ко всему украинскому вылилась именно в акте сожжения книжки с украинскими песнями. В этой сцене воплощена шовинистическая политика русского правительства к Украине.

Уничтожения всего украинского продлевалось уже в Советском Союзе, но с большим размахом, чем в Воздвиженского. Агент большевистского движения Погружальський в 1965 г. сжигает не одну книжку, а всю Центральную научную библиотеку Украинской Академии наук в Киеве.

Воздвиженский, как настоящий великоросс, признает и уважает лишь силу, которую на остриях штыков несет москаль.

В романе И. Нечуй-Левицького «Тучи» в оскорблении Воздвиженского изображена украинская интеллигенция, которая живет в Украине, но не видит в ней своей Родины, не проникается к ней патриотичной любовью.




Образ Воздвиженского в романе И. Нечуя-Левицкого «Тучи»