Образ характер и характеристика Лужина и Свидригайлова по роману Преступление и наказание
Для того чтобы подчеркнуть контрасты современной ему реальности, Достоевский противопоставляет в романе характеры различных героев: Лужина и Мармеладова, Разумихина и Раскольникова, Свидригайлова и Дунечки. С помощью этих образов автору удается наиболее правдиво изобразить суровую действительность того времени с ее жестокостью, социальным неравенством, угнетением одних и вседозволенностью других.
Главной задачей своего творчества Достоевский считал поиск человека в человеке. Как писатель-гуманист он искренне сочувствовал и сострадал
Роман «Преступление и наказание» написан был в очень сложный для истории России период. В конце 60-х годов XIX века страна находилась в условиях экономического и социального кризиса. Реформа 1861 года, отменившая крепостное право, должна была сгладить противоречия в обществе, но на деле, она лишь усугубила их. Общество погружалось в духовный кризис.
Вековые традиции утрачивали свое значение, представления о понятиях добра и зла смешались в сознании людей, никто ни во что уже не верил, деньги стали представлять главную ценность.
Раскольников бросает вызов «сильным мира сего». Он убивает старуху-процентщицу, желая доказать, что он вовсе «не тварь дрожащая», что он имеет право одним решительным действием сломать установившийся порядок, восстать против жестокости и наказать зло. Однако счастье не может основываться на насилии.
Кровь одного, пускай даже самого ничтожного человека, не сделает счастливым никого. Нельзя достигнуть справедливости при помощи силы и жестокости. Это антигуманно. Именно поэтому теория Раскольникова терпит крушение при попытке доказать ее на практике. Главный герой решается на убийство, чтобы доказать право сильной личности на преступление ради благородной цели.
Но насилие, в любом случае, порождает только насилие. Юноша уверен, что он поступает правильно и никакие законы его не осудят. Тогда почему же он так страдает от мук совести?
Раскольников не сразу признает крах своей теории, и раскаяние к нему приходит лишь спустя какое-то время. Сначала он только упрекает себя в слабости и неспособности переступить черту нравственности, т. е. хладнокровно совершить убийство и не испытывать при этом угрызений совести.
У главного героя «Преступления и наказания» есть свой кумир — это Наполеон, который спокойно мог жертвовать судьбами тысяч людей ради поставленной цели. Раскольников не способен заглушить свою совесть даже после убийства одной жалкой старушонки. Он чувствует, что в этом была его ошибка: по сравнению с деяниями Наполеона, преступление Раскольникова слишком стыдное, неэстетичное.
Но дело, оказывается, даже и не в старухе вовсе, Раскольников совершил убийство, но при этом не утратил своей человечности.
При помощи образов Лужина и Свидригайлова писатель показал, что могло ожидать Раскольникова в будущем, если бы он продолжил слепо доверять своей теории. Свидригайлов полностью отверг морально-этические нормы, он не испытывает тех душевных мук, от которых так страдает Раскольников. Но этот путь приводит его к самоубийству.
Раскольникову повезло больше. Благодаря тому, что ему удалось сохранить свою человечность, его душа смогла возродиться к новой жизни.
Образ характер и характеристика Лужина и Свидригайлова по роману Преступление и наказание