Образ характер и характеристика Тамары по поэме Демон
В поэме «Демон» Лермонтов создал образ героя, характер которого ему удалось типизировать и передать с огромной выразительностью и проникновенностью. Особенно это заметно в шестой, наиболее полной, редакции поэмы. Черты характера, которыми поэт наделил Демона, присутствуют и в других героях его лирических произведений.
Эти образы поражают читателя своей безотрадностью, безверием в настоящие чувства и в счастливую жизнь, хотя их сердца переполнены жаждой жизни, а их чувства избыточны и безграничны.
Вот и Демон всю свою жизнь, с
Тысячи людских судеб проходили одна за другой, сменялись поколения, а Демон всегда был обречен на полное одиночество. Он презирает и ненавидит все вокруг, испытывая опустошенность и безразличие, ничто в этом пошлом мире уже не способно возбудить в его душе новые чувства. Однако Демон не утратил своей заветной мечты о возрождении, и иногда такая возможность кажется вполне реальной.
Отношения Демон — Тамара напоминают отношения Арбенин — Нина. Но в «Демоне», с его условно-романтической трактовкой, герой освобожден от ревности,
Смерть Тамары — итог столкновения обычного, живого в своем смятении души человека с мощной натурой Демона. Восторжествовал злой дух — он увлек Тамару в свой мир.
Поэма романтична и по своей форме: ее построение подчинено основной задаче глубже раскрыть внутренние переживания главного героя, который противопоставлен всему окружающему миру. Поэтому в произведении очень большое количество монологов Демона, поэт использует патетически-декламационный слог во всей поэме, он одинаков в речи автора и в речи его любимого героя. Романтизм поэмы от редакции к редакции не ослабевает.
Однако, по сравнению с предшествующими, редакция «Демона» 1838 года уже имеет реалистичные черты, характерные для творчества Лермонтова 1836 — 1837 годов. Место действия переносится на Кавказ, описывается быт и используются предания горцев, характеры главных героев наделяются большой психологической мотивированностью — все вместе, это снижает отвлеченность поэмы и добавляет ей конкретики.
Однако за пределы романтизма поэму это не выводит. Во всех восьми редакциях «Демон» носит неизменно романтический характер, лишь образы главных героев подверглись существенным изменениям. В процессе всех переработок образы Тамары и Демона прошли три важнейших стадии.
В первых трех и в пятой редакциях Демон от зависти и ненависти губит монахиню, ревнуя ее к ангелу. Он словно мстит небесам, пославшим его. Но уже в шестой редакции поэмы мотив мести не играет существенной роли и, вообще, практически отсутствует.
Впервые увидев Тамару, Демон был поражен ее красотой и вновь постиг святыню добра, любви и красоты. Он убирает с пути соперника, жениха Тамары, и ангела, а, добившись ее любви, Демон тем самым губит девушку. В этой редакции торжество Демона заключается не в осуществлении мести, а в том, что и для Тамары становится доступно холодное презрение к жизни и враждебное отношение к небесам.
Последние две редакции поэмы не содержат момента близости Демона с Тамарой и снимают его торжество.
В седьмой по счету версии произведения появляется клятва Демона, которая пронизана желанием примириться с небесами. В восьмой редакции торжество ангела приводит к окончательному поражению Демона.
Таким образом, в последних двух редакциях поэмы меняется общий смысл произведения, подчеркивается несостоятельность Демона, появляется мотив примирения с реальностью. Достигается это ценой нарушения основной логики поэмы, возникновением несоответствий и противоречий, которые говорят о том, что две последние редакции произведения являются результатом автоцензуры.
Образ характер и характеристика Тамары по поэме Демон