Пьеса «Хозяин» написана около ста лет назад, однако ее проблематика и герои остаются удивительно современными. В образе Терентия Гавриловича Пузыря воплощены наиболее существенные черты «хозяина» жизни — человека, который благодаря богатству приобрел большой вес в обществе. И. Франко отметил, что И. Карпенко-Карый дал «грандиозную по своему замыслу и по почти безупречную картину промышленника и кулака из крестьян с его мощными действиями и чисто крестьянской натурой». Однако образ Пузыря гораздо шире, это не только олицетворение сельского богача. Это типичный характер буржуа периода экономического перелома, когда деньги, заработанные разными путями, имеют вес и обеспечивают положение в обществе и власть их владельцу, но истоки богатства еще не скрыты под культурным слоем хорошего образования и приобретенной светскости.
Пузырь — миллионер-землевладелец, сначала действительно был хорошим хозяином, потому что умел работать, не жалея сил. На первый взгляд, это образ простого доброго труженика, потому что он и сам говорит: «Я сорок лет недоедал, недопивал, недосыпал, кровью моей вскипела каждая копейка…». Терентий Гаврилович вызывает уважение, когда отказывается стать основателем «сахарного завода», ибо он не разбирается в этом. Он деловой человек, имеет целенаправленный ум, разбирается в сельском труде, потому что и сам когда-то его выполнял. Он работоспособен и умеет, по словам Финогена, наращивать обороты «хозяйского колеса».
Однако что же мешает ему удержаться на позициях «хозяина жизни»? Прежде всего, потеря человечности, потеря меры и переход границы, за которой нет запретов. В том числе и моральных. Только деньги! Именно это и произошло с Пузырем.
Он, считавший себя хозяином жизни, погибает от своей жадности. В погоне за деньгами этот «хозяин» становится их рабом.
Поэтому о чем же в действительности пьеса? На мой взгляд, это произведение-предупреждение о том, что ждет человека, который слишком увлекается погоней за деньгами. А еще это правдивая история о накоплении капитала и «хозяине» жизни, который уже забыл, что и сам когда-то голодал, а теперь совесть позволяет ему пользоваться дешевой рабочей силой.
Ибо подлинную цену он не заплатит никогда. Грань перейдена. Деньги уже стали настоящим хозяином некоего «хозяина».
Дайджест:
- «Хозяин» И. Карпенко-Карого — выдающееся достижение украинской драматургии XIX векаИван Карпенко-Карый — одна из выдающихся личностей в украинской дооктябрьской литературе. Продолжая традиции Г. Квитки-Основьяненко, И. Котляревского, Т. Шевченко, он поставил свое перо писателя на службу народу. Драматург с большой обличительной силой показывает типичные явления развития капитализма на Украине, разоблачает хищническую суть, сельской буржуазии. В основе пьесы «Хозяин» лежат реальные факты капиталистической действительности. Пузырь — ... Читать далее...
- Образ капиталиста в комедии Карпенко-Карого «Хозяин»В конце XIX века на Украине начинает бурно развиваться капитализм. Он проникает и в сельскую местность, где рождаются крупные капиталисты. Этот процесс отразился и в украинской литературе. В 1890 году Карпенко-Карый создает комедию «Сто тысяч», герой которой, Мошна, мечтает о ста тысячах рублей, чтобы скупить окрестные земли. Через десять лет драматург создает сатирическую комедию «Хозяин», ... Читать далее...
- Пьеса И. Карпенко-Карого «Хозяин» — комедия нового типаУкраинский театр долгое время вынужден был разрабатывать крестьянскую тематику с этнографическим уклоном, иначе бы украинское слово не звучало со сцены. И это позволило театру развиваться, быстро пройти путь обновления. Своеобразным знаком обновления украинской драматургии была пьеса «Хозяин» И. Карпенко-Карого. Социально-сатирическая комедия — это новый тип произведения для тогдашнего театра, ибо в ней решаются проблемы современного ... Читать далее...
- На тему: актуальность пьесы «Хозяин» Ивана Карпенко-КарогоРазмышляя о вкладе Карпенко-Карого в казну культуры, Симон писал, что драматургическое творчество этого писателя «было реальным отображением жизни нашего народа, его интересов, его психологии и широкого комплекса вкусов, — живым отображением живой жизни». Карпенко-Карый первым в украинской драматургии переступил за границы шаблона — «той этнографической, с непременной любовью в центре драмы и дал начало серьезной ... Читать далее...
- Изображение мироеда в комедии И. Карпенко-Карого «Сто тысяч»Комедия И. Карпенко-Карого «Сто тысяч» изображает новых «героев» наживы, «которые выходили из низов, из крестьян, и становились промышленными, финансовыми или земельными магнатами. Эта комедия становится рядом с другими пьесами И. Карпенко-Карого, в которых возникают мироеды, которые готовы отдать свою душу черту за деньги. Главный герой пьесы «Сто тысяч» — Герасим Мошна, человек, для которого главнейшая ... Читать далее...
- Честь и бесчестие персонажей комедии И. Карпенка-Карого «Хозяин»Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних — это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других — это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш — эта жизнь!» Поэтому и героев комедии «Хозяин» можно поделить на два лагеря за этими «понятиями» чести. Очевидно, человеком ... Читать далее...
- «Хозяин» И. К. Карпенка-Карого — выдающееся достижение драматургии XIX столетияИ. Карпенко-Карый — корифей украинской драматургии, его идеи не умерли, «они живут между людьми и, стараясь воплотиться в живые формы, убрать реального содержания, напоминают им о том, кто их вытворил, кому они обязаны своим появлением в мире…» . И. Я. Франко назвал И. Карпенка-Карого первым мастером на ниве украинской драматической литературы. Границы объектов творчества драматурга ... Читать далее...
- Трагедия И. Карпенко-Карого «Савва Чалый»Вершинным произведением И. Карпенко-Карого на историческую тематику считается трагедия «Савва Чалый» . Комедия образовалась в период античности. За основу комедии взято смешное — что по Аристотелю, «определенная ошибка и уродливость, которая никому не причиняет страданий». Авторы комедии сознательно снижают своих персонажей по сравнению со средним уровнем, который существует в жизни. Не имея надлежащих положительных качеств, ... Читать далее...
- Образ Грохало и Семенова в автобиографической повести ХозяинОдновременно с рассказами сборника «По Руси» Горький работал над автобиографической повестью «Хозяин». Во время работы над этим замыслом Горький писал в одном из своих писем в 1912 г.: «Вы скажете — марксист! Да, но марксист не по Марксу, а потому, что так выдублена кожа. Меня марксизму обучали лучше и больше книг казанский булочник Семенов и ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению Дидро «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН» &;;;;;#124; ХОЗЯИНХОЗЯИН Сначала может показаться, что Хозяин — «безличный атрибут энергичного слуги» и ничего интересного собой не представляет, У него есть «три главных занятия: нюханье табака, часы и Жак». Он капризен в своем безделье, вспыльчив и трусоват. И хотя обойтись без Жака-слуги и Жака-собеседника совсем не может, постоянно соблюдает дистанцию и способен поколотить спутника для острастки. ... Читать далее...
- Краткое изложение сказки «Как слон спас хозяина от тигра»У индусов есть ручные слоны. Один индус пошел со слоном в лес по дрова. Лес был глухой и дикий. Слон протаптывал хозяину дорогу и помогал валить деревья, а хозяин грузил их на слона. Вдруг слон перестал слушаться хозяина, стал оглядываться, трясти ушами, а потом поднял хобот и заревел. Хозяин тоже оглянулся, но ничего не заметил. ... Читать далее...
- Характеристика героев по произведению Дидро «ЖАК-ФАТАЛИСТ И ЕГО ХОЗЯИН» &;;;;;#124; ЖАКЖАК Образ Жака напоминает образы Санчо Пансы и Жиля Бласа, с которыми его сближают чувства оптимизма, жизнерадостности и юмора французского народа. Но сходство с героями приключенческих романов является чисто внешним. Прежде всего потому, что Жак — философ, и философ говорливый. С детства ему затыкали рот кляпом — только так взрослым удавалось спастись от его непрестанной ... Читать далее...
- Образ Раневской в пьесе «Вишневый сад»План Раневская в системе образов героинь Чехова История жизни Раневской Характеристика Раневской Раневская в системе образов героинь Чехова Пьеса «Вишневый сад» стала лебединой песней А. П. Чехова, заняв на долгие годы подмостки мировых театров. Успех этого произведения был обусловлен не только его тематикой, вызывающей споры по сей день, но и образами, которые создал Чехов. Для ... Читать далее...
- По картине В. Е. Маковского «Без хозяина»Владимир Егорович Маковский — известный русский художник, родился в Москве в 1846 году. Маковский — создатель жанровых картин. Он умел изобразить на полотне реальных простых людей, показав их характеры и особенности. Каждая картина Маковского запоминается надолго. Все произведения этого выдающегося художника рассказывают нам о жизни людей в России в далеком прошлом. В. Е. Маковский иногда ... Читать далее...
- Образ Лопахина в пьесе А. П. Чехова Вишневый садНа уроках литературы мы читали и анализировали комедию А. П. Чехова Вишневый сад. Одним из главных персонажей является Лопахин Ермолай Алексеевич, купец. Он пытается помочь Раневской и Гаеву сохранить вишневый сад в своих руках, но в конечном итоге сам приобретает его. А. П. Чехов проявил свое мастерство в создании Образ Лопахина. Речь Лопахина обычно ясна ... Читать далее...
- Карпенко-Карый. Иван Карпович ТобилевичНастоящее имя — Иван Карпович Тобилевич. Карпенко-Карый родился 29 сентября 1845 года в с. Арсеньевка Бобринецкого уезда на Херсонщине в семье обнищавшего мелкого шляхтича, управляющего помещичьего имения. Мальчик учился в Бобринецком уездном училище, потом с 1859 года работал писарем станового пристава, позднее стал канцеляристом городской управы. В 1864 году устроился на службу в уездный суд, ... Читать далее...
- Образ Софьи в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума»Одним из выдающихся произведений первой половины XIX века является комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Каждый герой пьесы, являя собой типичный образ, обладает в то же время неповторимыми индивидуальными чертами. Автор изображает своих героев столь же сложными, как сложные реальные люди. Одним из наиболее противоречивых характеров в пьесе «Горе от ума» наделена Софья. Очень ... Читать далее...
- Образ, характер и характеристика Дикого по пьесе ГрозаСавел Прокофьич Дикой — богатый купец, уважаемый человек в городе Калинове. Дикого можно назвать типичным самодуром. Он ощущает собственную власть над людьми и чувствует полную безнаказанность, поэтому делает все, что ему вздумается. Кабаниха очень тонко подмечает причину такого поведения: в городе нет никого, кто мог бы поставить Дикого на место, поэтому он так себя и ... Читать далее...
- Образ сада в пьесе «Вишневый сад»План Вишневый сад как центральный образ пьесы Вишневый сад — средство раскрытия характеров персонажей Символический образ вишневого сада Вишневый сад как центральный образ пьесы Действие последнего произведения А. П. Чехова происходит в имении Раневской Любови Андреевны, которое через несколько месяцев будет продано на аукционе за долги, и именно образ сада в пьесе «Вишневый сад» занимает ... Читать далее...
- Образ Катерины в пьесе «Гроза»План Детство Окружение Отношения с Борисом Пьеса Островского » Гроза » была написана за год до отмены крепостного права, в 1859 году. Это произведение выделяется среди остальных пьес драматурга благодаря характеру главной героини. В «Грозе» Катерина выступает основным персонажем через которого показан конфликт пьесы. Катерина не похожа на других жителей Калинова, ее отличает особенное восприятие ... Читать далее...
- Образ Кулигина в пьесе «Гроза»В литературе классического периода каждый персонаж того или иного произведения выполняет особую функцию, образ введен не просто так. Это касается как главных, так и второстепенных персонажей. В драматических произведениях действуют такие же принципы. Например, через образ Молчалина в грибоедовской комедии » Горе от ума » показана фальшь и глупость дворянского общества XIX века. А вот ... Читать далее...
- Образ грозы в пьесе ОстровскогоОбраз грозы в пьесе Островского » Гроза » символичен и многозначен. Он включает в себя несколько смыслов, которые сочетаются и дополняют друг друга, позволяя показать несколько граней проблемы. Для начала нужно отделить понятие образ-символ от понятия метафоры. Образ-символ многозначен, как и метафора, но, в отличие от последней, подразумевает, что у читателя могут возникнуть множество различных ... Читать далее...
- Комедия Карпенка-Карого «Сто тысяч» и «вечная» тема власти денег над ЧеловекомДраматургия Карпенка-Карого разнообразна по тематике, жанрами, образами… В многогранных характерах он отобразил интересы, стремление разных социальных слоев украинского общества: капитала, миллионеров-землевладельцев и крестьян-бедняков. Сила комедии «Сто тысяч» в том, что в ней правдиво воспроизведены новые изменения жизни села, глубоко раскрыто хищнический характер сельской буржуазии, новые ее пробы эксплуатации и обогащение. Главным персонажем произведения есть Герасим ... Читать далее...
- Образ судьи Ляпкин-Тяпкин в пьесе Гоголя «Ревизор»О судье Аммосе Федоровиче Ляпкине-Тяпкине. Судебные должности в России были выборными: дворяне избирали уездных судей, а также заседателей на три года. Обычно уездный суд состоял из судьи и двух заседателей, которые имели право заниматься решением сравнительно мелких уголовных и гражданских дел, но здесь была полная неразбериха в делах. Не случайно в пословицах и поговорках народ ... Читать далее...
- Образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза»В драме «Гроза» Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ — образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет она в затхлой атмосфере «темного царства» купеческих нравов. Островскому удалось создать светлый и поэтичный образ русской женщины из народа. Основная сюжетная линия пьесы — это ... Читать далее...
- Образ Болингброка в пьесе «Ричарде II» ШекспираОсобое место и пьесе занимает образ Болингброка. Это единственный образ, который не раскрывается полностью на протяжении хроники; цельное представление о нем слагается лишь в результате его постепенного раскрытия в «Ричарде II» и обеих частях «Генриха IV». Поэтому в главе о «Ричарде II» приходится ограничиться анализом только тех сторон образа Болингброка, которые достаточно отчетливо проявляются в ... Читать далее...
- Образ автора в пьесе Грибоедова «Горе от ума»В XVIII-XIX веках русская литература тяготела к подражанию французскому театру. «Наша драма — подкидыш», — писал Вяземский. Перенимая все законы классицизма, драматург обязан был показать в пьесе противоборство добра и зла. Но специфика любого драматического произведения состоит в том, что автор нигде не может открыто высказать свое мнение, его мысли спрятаны за действием, происходящим на ... Читать далее...
- Характеристика и образ Кабанихи в пьесе «Гроза»Как известно, в классических произведениях и сказках встречаются несколько типов героев. В этой статье речь будет идти о паре антагонист — протагонист. Эта оппозиция будет рассмотрена на примере пьесы Александра Николаевича Островского » Гроза «. Главной героиней этой пьесы, иначе говоря протагонистом, является молодая девушка Катерина Кабанова. Ей противостоит, то есть является антагонистом, Марфа Игнатьевна ... Читать далее...
- Образ Лопахина в пьесе ЧеховаЛопахин — умный, энергичный делец новой формации. Лопахин — купец, промышленник, вышедший из рядов крепостного крестьянства. Огромная энергия, предприимчивость, широкий размах работы — все это выделяет Лопахина на фоне тех нежизненных настроений, которыми живет дворянская группа. Лопахин правильно разбирается в положении владельцев вишневого сада и дает им практический совет. Совет этот кажется Гаеву «хамством», непониманием ... Читать далее...
- Образ Катерины и трагедия совести по пьесе ГрозаВ своей драме «Гроза» А. Н. Островский, на мой взгляд, показал дикое общество небольшого городка Калинов и противопоставил этому обществу образ Катерины, образ свободолюбивой девушки, которая не могла смириться с законами, которые были установлены в этом городе. Катерина — девушка, родившаяся в обычной семье, где ей представлялась свобода действий. Она воспитывалась в атмосфере любви и ... Читать далее...
Образ хозяина в пьесе И. Карпенко-Карого «Хозяин»