Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя по роману Обломов

Роман «Обломов» — одна из вершин творчества великого русского писателя и публициста И. А. Гончарова. Произведение было опубликовано в далеком 1859 году, но и поныне не утихают дискуссии критиков вокруг его главного героя и других персонажей. В Обломове сплелись воедино и привлекательные, и, подчас, отталкивающие стороны его противоречивой натуры.

Он одновременно кажется добрым, мягким, великодушным и, в то же время, довольно ленивым барином, который абсолютно не приспособлен к активной жизни, не имеет никаких интересов и целей.

Крепостной

Захар — этакий своеобразный клон Обломова, но отраженный в кривом зеркале.

Образ слуг играет в произведении важнейшую идейно-композиционную роль. Захар не только «отражает» худшие черты Обломова, но и косвенно влияет на ход физического и нравственного угасания главного героя.

Во время повествования, Захар — умудренный опытом человек, которому далеко за пятьдесят. В юности он являлся лакеем в помещьичем доме в Обломовке, затем его приставили в дядьки к молодому Илье, а позже, в Санкт-Петербурге, он уже стал камердинером. Лень Захара — его врожденная, природная черта.

Он появился на свет

и вырос в спокойнейшем уголке России, где «все тихо и сонно». Крепостные в деревне Обломовке жили счастливо и размеренно, потому что считали: только так, а не иначе можно пахать землю, сеять овес, жать и торговать, собранным урожаем. Они абсолютно были уверены, «что и все другие живут точно так же и что иначе — грех». Служба в качестве лакея преумножила в Захаре ту порцию лени, которую он получил от рождения до предела.

Когда наш герой стал служить лакеем, он обязательно должен был сопровождать господ в поездках в гости и на службу в церковь. Все оставшееся время Захар спал в прихожей, сплетничал с кухарками и прислугой на кухне, многими часами простаивал у ворот. Как только он стал дядькой маленькому Илье, он тут же возомнил себя аристократом.

Поэтому, кроме утреннего и вечернего туалета малыша, более не заботился ни о чем.

Захар фантастически неловок. Любая вещь в его неуклюжих руках падает или ломается. Обломов абсолютный лентяй, не делает практически ничего.

Его слуга, на самом деле, тоже: он пытается обозначить лишь видимость хоть какой то деятельности. Неловкость Захара — непосредственное отражение жизни Обломова.

Одежда — еще одна важнейшая деталь в образе слуги Обломова, так же, как и в образе самого главного героя романа. Гардероб персонажей как бы изменяется, но на самом деле не претерпевают изменений ее хозяева. Захар постоянно носит не совсем понятного вида одежду.

Сначала ливрея, затем сюртук, куртка, вылинявшая шинель с отсутствующей полой несомненно копируют наряды Ильи Ильича: халат — сюртук — халат. Комфортный мягкий халат — это своеобразный символ барства главного героя. У слуги Обломова предметы гардероба тоже символичны.

После смерти хозяина, Захар стал носить шинель без одной полы. Он будто бы расстался со своей половиной — любимым барином, он как некая вещь, которая внезапно лишилась владельца.

Между Захаром и Обломовым несомненно имеется глубинное сходство. Слуга главного героя воплощает в себе худшую сторону Обломова — барство, леность и праздность. Со смертью главного героя завершается и судьба его слуги. Захар не может жить в других местах, не может служить у других господ.

Гончаров показывает, как крепостнические барские порядки духовно убивают личность, лишают ее цели в жизни.




Образ Захара и его роль в раскрытии характера главного героя по роману Обломов