Во второй половине XX века о женщине и о любви писало множество поэтов-лириков. Прекрасные стихи на эту тему есть у Н. Заболоцкого, Л. Мартынова, Е. Евтушенко, А. Вознесенского и у многих других. Особенно выделяется в этом ряду любовная лирика Пастернака, отличающаяся изысканным и строгим психологизмом, утонченностью чувств, сдержаннонервными интонациями.
Хрестоматийным, в частности, стало его стихотворение «Зимняя ночь» . Интимность и камерность чувства противопоставлены в нем сумятице внешней жизни, от которой спасает только любовь — островок покоя и уюта в февральской снежной круговерти. Щемящей грустью проникнуто стихотворение «Разлука» и особенно его финал: «И, наколовшись об шитье/ С невынутой иголкой, / Внезапно видит всю ее / И плачет втихомолку». Здесь выказалось со всей силой удивительное умение Пастернака передать оттенки психологического состояния через внешнюю, казалось бы, незначительную деталь. Глубокая философия любви заключена в стихотворении «Свидание», чрезвычайно характерном для Пастернака зрелых лет.
Его понимание любви — это удивление чуду, которое еще возможно в этом враждебном человеку мире.
Дайджест:
- Особенности творчества одного из современных поэтов второй половины 20 векаНиколай Рубцов является представителем «тихой лирики», для представителей которой главными в творчестве были культ природы, изображение крестьянской избы как модели мира, отталкивание от городской культуры, живой интерес к сказочному, фольклорному пласту культуры. Поэтический мир поэта одновременно и узнаваем, и многообразен в своих проявлениях. Взгляд Рубцова чаще всего обращен в прошлое. Точнее — к русской старине. ... Читать далее...
- Образ женщины в лирике ЛермонтоваСовершенно иначе строится образ женщины и интерпретируется тема любви у Лермонтова. Его лирический герой — это одиночка, не понятый человечеством и в том числе женщинами, которые в большинстве случаев недостойны любви поэта. Может быть, с наибольшей силой это настроение выразилось в стихотворении «Я не унижусь пред тобою…» Разрыв с женщиной для Лермонтова — это не ... Читать далее...
- Военная проза второй половины 20-го векаВоенная проза второй половины XX века. В чем состоят важнейшие особенности этого литературного течения? Важнейшая тема 1960-1980-х годов — военная. Осмысление событий Великой Отечественной войны, художественные пути решения темы в этот период существенно изменяются. «Окопная правда» войны, события, не отличающиеся масштабностью, нравственные конфликты на нашей стороне фронта интересуют писателей все в большей степени. Юрий Васильевич ... Читать далее...
- Образ женщины у поэтов нашего времениЕсли говорить о нашем времени, то многие поэты пишут на интересующую нас тему, и пишут сильно и интересно. Но из всего потока литературы выделяется, пожалуй, интимная лирика Высоцкого — одного из талантливейших поэтов современности. Удивительной силой своего таланта ему удалось вернуть чувству любви первоначальную свежесть, его лирический герой любит так, как будто это на всем ... Читать далее...
- Западноевропейское искусство второй половины 19 векаВ 60-е годы 19 века хромолитография позволяет уже создавать красочные плакаты. Эта возможность сразу привлекает многих живописцев, появляются плакаты художественных выставок. Однако подлинный плакатный стиль удается найти не сразу. Он зарождается и достигает своего расцвета в Париже, на Монмартре, в квартале художественной богемы, ночных кабачков, цирка и варьете, апашей и прожигателей жизни. Авторы этих цветных ... Читать далее...
- Авторская песня как особое явление русской культуры второй половины XX века1. Истоки авторской песни. 2. Основные темы и сюжеты авторской песни. 3. Тема любви в творчестве бардов. 4. Барды поют о войне. 5. Песни о матери. 6. Песни русских эмигрантов. 7. Значение авторской песни для русской культуры. Заходите к нам на огонек, Пела скрипка ласково и так нежно. В этот вечер я так одинок, я ... Читать далее...
- Образ женщины в лирике ПушкинаНесколько иначе развивался образ женщины в русской лирике. Начнем, естественно, с Пушкина. Мало кому из поэтов удалось так, как Пушкину, передать образ светлой и радостной любви. В его стихах — любовь и уважение к женщине, выражение гармонии чувства. Никогда Пушкин не бросит женщине упрека, и даже грустные моменты разлуки и расставания окрашены в его поэзии ... Читать далее...
- Анализ поэтики Некрасова второй половины 50-х годов ХІХ векаОдним из наглядных признаков начавшегося общественного подъема был выход в свет сборника стихов Некрасова в 1856 г. Поэт включил в него лучшие произведения, созданные им за 10 лет. Сборник открывался стихотворением «Поэт и гражданин», в котором Некрасов излагал свои взгляды на назначение поэзии в жизни, выступал защитником высокоидейного гражданского искусства, утверждал мысль о единстве революционного ... Читать далее...
- Французская литература второй половины XVII векаТворчество Мольера и Лафонтена, Расина и Буало, Ларошфуко и Лабрюйера создает тот «золотой век» французской литературы, который длительное время рассматривался как культурный и художественный образец для других европейских народов. Вместе с тем в последние десятилетия XVII в. все явственнее обнаруживаются глубокие противоречия французского общества, кричащий диссонанс между расточительством и роскошной жизнью социальной верхушки и нищетой ... Читать далее...
- Проза в русской литературе второй половины XIX векаВ первой четверти XIX в. ведущее место в литературе занимала поэзия. Начиная с 30-х годов, положение постепенно меняется. В этот период создали свои основные прозаические произведения Пушкин, Лермонтов, Гоголь, во многом предопределив тенденции развития русской литературы. В 30-е годы быстро развиваются ^такие жанры, как роман и повесть. В статье «О русской повести и повестях г. ... Читать далее...
- Русская историческая повесть преимущественно второй половины XVII векаXVII век — особенно вторая его половина — в истории русской литературы отмечен значительным развитием повествовательной литературы. Тут частично звучат еще старые, обжившиеся мотивы и разрабатываются уже знакомые из прошлого темы и сюжеты, окрашенные часто в христианские благочестивые тона, проникнутые элементами чуда и легенды и сплошь и рядом не обходящиеся без непременного участия нечистой бесовской ... Читать далее...
- Русский придворный театр и драматургия второй половины 17 века: традиции, истоки, особенности поэтики17 век — век народных движений и народных возмущений. Народ, принимавший значительно более активное участие в общественной жизни, чем это было раньше, содействовал освежение и обновлению русской культуры на новых путях. В бурной обстановке социальных столкновений религиозное начало, которое еще недавно было столь влиятельным, теперь, хоть и не без борьбы, сдает свои позиции светской стихии ... Читать далее...
- Литературно-эстетические идеи писателей второй половины XIX векаЦенные литературно-эстетические идеи выдвигали и другие критики и писатели второй половины XIX века. Так, Аполлон Григорьев, выдвинув учение об «органической критике», интересно интерпретировал искусство и как форму отражения жизни, и как выражение высокого нравственного идеала. Несколько преувеличивая интуитивное начало в творческом процессе, Григорьев вместе с тем справедливо выступал против иллюстративности и схематизма в литературе. И. ... Читать далее...
- Концепции постмодернизма зарубежной литературе второй половины ХХ векаВ качестве определения современного этапа в развитии философии, искусства и науки используется термин «постмодернизм», объединяющий все многообразие проявлений культурной деятельности человека, живущего во второй половине ХХ века. Уже несколько десятилетий ведутся бурные дискуссии об этом феномене. И хотя некоторые ученые утверждают, что постмодернизм закончился, и мы живем в новой культурной эпохе, постмодернизм остается относительно изученным ... Читать далее...
- Образ женщины в лирике НекрасоваНовую эпоху в понимании женщины в русской литературе открыл Некрасов. Поэт впервые подошел к этой теме с социальной точки зрения. Женщина в его произведениях — это прежде всего крестьянка, чья тяжелая и повседневно-героическая жизнь вызывает у Некрасова сострадание и преклонение. Некрасов подчеркивает в женщине прежде всего мужество, способность устоять в любой беде, спокойную гордость. Крылатыми ... Читать далее...
- Какие строки из включенных в раздел стихотворений вы бы предложили в качестве эпиграфа к «Мотивам былого в лирике поэтов XX века»?К этому разделу часто предлагают в качестве эпиграфа и названия только что прочитанных стихов: «Тени прошлого», «Старина», «Прапамять», но также и отдельные строки, которые взяты из прочитанных стихов: «Минули годы, годы, годы…»; «Пропало славы обветшалой воспоминанье навсегда…». Каждый из этих эпиграфов заставит по-иному взглянуть и на саму тему, и на стихи, собранные в учебнике-хрестоматии. Всегда ... Читать далее...
- Стихи Лорки второй половины 20-х годовС каждым годом все острее ощущает поэт неустроенность, несправедливость окружающей его действительности. Его стихи второй половины 20-х годов переполнены ощущением «разлада всех основ человеческого в человеке» , страстной тоской по упорядоченному, гармоничному миру, призывами «любить определенное и точное». Но сам Лорка этой точности и определенности найти не мог. В состоянии душевного смятения поэт в 1929 ... Читать далее...
- На тему: Образ русской женщины в лирике НекрасоваОбраз русской женщины в лирике Н. А. Некрасова Образы русских женщин занимают большое место в русской классической литературе XIX века. Все лучшие национальные черты, поэзия русской жизни воплощены прежде всего в женских образах. Это и Светлана из одноименной баллады В. А. Жуковского, и пушкинская Татьяна из «Евгения Онегина», и тургеневская Лиза Калитина, и Катерина из ... Читать далее...
- Борис Пастернак один из самых выдающихся поэтов XX векаДля русской культуры он особо ценен тем, что это как бы мост между великими традициями XIX века и нашими днями. Борис Пастернак родился в Москве 29 января 1890 года. Его отец, Леонид Осипович Пастернак, был известным художником, преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества, иллюстрировал первую публикацию романа Л. Н. Толстого «Воскресение» в журнале «Нива». ... Читать далее...
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX векаРодная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Лирика — один из трех родов литературы, основное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделенной любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцанием картин природы. Образы природы наиболее часто встречаются в стихах русских поэтов. ... Читать далее...
- Образ женщины в стихах МаяковскогоОтношение к женщине у Маяковского тоже романтично, но романтично на свой лад, совсем не так, как у Блока. Ничего загадочного в женщинах Маяковского нет, но есть другое — признание огромной, безграничной власти любимой женщины над любящим ее человеком. Маяковский не случайно говорил про себя: «Громада-любовь и громада-ненависть». Его любовь столь огромна, что не умещается в ... Читать далее...
- Вопросы с ответами по теме «Литература второй половины XX столетия»Какие события в общественной жизни обусловили основные тенденции развития литературы второй половины XX века? Какие из существующих литературных течений получили дальнейшее развитие во второй половине ХХ века? Во второй половине XX ст. дальнейшее развитие получили экзистенциализм, западный модернизм, научная фантастика. На каких началах основывается экзистенциализм? Экзистенциализм как художественное направление возникло в предвоенное время и развивался ... Читать далее...
- О русских женщинах: анализ поэмы Н — А — Некрасова Русские женщины, образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой —Подготовка к ЕГЭ: Сочинение о русских женщинах: анализ поэмы Н. А. Некрасова «Русские женщины», образ русской женщины в творчестве Некрасова, женский образ княгини Трубецкой. Поэма Некрасова «Русские женщины» была задумана автором для того, чтобы показать дух русского человека, особенно женщины. По основному содержанию произведение можно было назвать «Жены декабристов», но Некрасов хотел показать больший масштаб ... Читать далее...
- Рассказ о творчестве одного из поэтов серебряного векаВ ранней лирике О. Э. Мандельштама основная тема — ощущение одиночества незрелой психики в период взросления. И никну, никем не замеченный, В холодный и топкий приют… Жизнь сравнивается с «омутом», «злым и вязким». Преобладает настроение смутной тоски, «невыразимой печали». Но главным мотивом становится поиск цельности, жизненности, желание постигнуть «всего живого ненарушаемую связь». «Сладкое лекарство» — ... Читать далее...
- Украинская педагогика второй половины XIX — начала XX вековРазвитие образования на Украине в конце XIX — нач. XX в. было контрастным явлением: в то время как немногочисленная прослойка общества пользовалась благами высшего образования, значительная часть населения оставалась неграмотной и далекой от культуры. Положение немного улучшилось после отмены крепостного права в 1861г., когда ответственность за развитие образования взяли на себя земства. Повысился уровень учителей, ... Читать далее...
- Родная природа в стихотворениях русских поэтов XX векаРодная природа в стихотворениях русских поэтов XX века Поэты — особые люди, наиболее тонко чувствующие красоту окружающего мира. Собственные переживания становятся для них источником творческого вдохновения. Наиболее светлые и прекрасные чувства вызывает в человеке созерцание родной природы. Образы природы — неизменная составляющая русской лирики. Они окрашены любовью и уважением, преклонением перед силой и красотой природы. ... Читать далее...
- Цветопись в творчестве русских поэтов серебряного векаДуша писателя поневоле заждалась среди Абстракций, загрустила в лаборатории слов. Тем временем перед слепым взором Ее бесконечно преломлялась цветовая радуга. И разве не выход для писателя — Уменье смотреть? Действие света И цвета освободительно. Александр Блок «Краски и слова» 1905г. Поэзия серебряного века — это уникальный мир, где рождалось множество удивительных произведений. Каждое из них ... Читать далее...
- Литературное творчество второй половины 1920-х годов Платонова А. ПВернувшись в Москву, Платонов снова остался без работы. Семья бедствовала. Но 1927 год стал временем творческого расцвета писателя. Вскоре в издательстве «Молодая гвардия» вышли сборники его рассказов и повестей: «Епифанские шлюзы» , «Сокровенный человек» , «Происхождение мастера» . Название сборнику 1927 года дала историческая повесть «Епифанские шлюзы». Эта повесть об английском инженере, приехавшем в Россию ... Читать далее...
- Ярославна — образ женщины-патриотки в «Слове о полке Игореве»Что может быть лучше чем любовь и верность? Ничего. Поэтому и от образа Ярославны из «Слова о полке Игореве» веет внутренней красотой, которая удивляет нас своей целостностью и глубиной. В этой женщине соединилось большое чувство к любимому с большой любовью к родной земле. И кажется, что Ярославна — вся русская земля, которая плачет за своими ... Читать далее...
- Русский помещик в литературе первой половины XIX века«Мертвые души» напоминают мне жизненный музей, по которому можно долго путешествовать, попадая каждый раз в новый мир. В нем всего три комнаты, распределенные по принципу матрешки: первая — самая большая — принадлежит помещикам, вторая — крестьянам и третья — чиновникам. Я начну свою экскурсию в мир России с самой первой из них. Перед нами старинная ... Читать далее...
Образ женщины в лирике поэтов второй половины XX века