Образ женщины в произведениях Достоевско­го

Наиболее сложен образ женщины, пожалуй, у Достоевско­го. Если в Соне Мармеладовой из «Преступления и наказания» он, безусловно, вывел свой идеал человека, исполненного хри­стианского смирения, сострадания и любви, то в «Идиоте» об­раз Настасьи Филипповны уже очень сложен. Она прежде всего «роковая женщина», но в ходе романа выясняется, что не в этом ее сущность. Для Достоевского она прежде всего оскорбленный человек, с цинизмом отчаяния мстящий мужчинам за то, что те лишили ее чистоты и покоя, за свою изломанную судьбу.

В этом

романе Достоевский сделал акцент прежде всего на тра­гичности судьбы женщины. А в последнем романе, в «Братьях Карамазовых», мы уже встречаемся почти сплошь с «инфер­нальными», роковыми женщинами — таковы Грушенька, Кате­рина Ивановна и даже Лиза Хохлакова. Страсть — вот естест­венная стихия этих женщин, страсть, доходящая до истязания и самоистязания. Но и эти женщины прежде всего люди. Досто­евский понимал женщину по-христиански, однако не так, как Толстой: Достоевский делал акцент на том, что Христос про­стил блудницу, увидев, по мысли писателя, в ней человека.

Во­обще сущность женщины — это любовь, а именно за любовь и прощал Христос грехи людям. В душе любой женщины жив Христос, и в этом их оправдание. В обрисовке образов женщин очень явственно чувствуется об­щий творческий принцип Достоевского: «При полном реализме найти в человеке человека».




Образ женщины в произведениях Достоевско­го