Образ женщины в произведениях Достоевского
Наиболее сложен образ женщины, пожалуй, у Достоевского. Если в Соне Мармеладовой из «Преступления и наказания» он, безусловно, вывел свой идеал человека, исполненного христианского смирения, сострадания и любви, то в «Идиоте» образ Настасьи Филипповны уже очень сложен. Она прежде всего «роковая женщина», но в ходе романа выясняется, что не в этом ее сущность. Для Достоевского она прежде всего оскорбленный человек, с цинизмом отчаяния мстящий мужчинам за то, что те лишили ее чистоты и покоя, за свою изломанную судьбу.
В этом романе Достоевский сделал акцент прежде всего на трагичности судьбы женщины. А в последнем романе, в «Братьях Карамазовых», мы уже встречаемся почти сплошь с «инфернальными», роковыми женщинами — таковы Грушенька, Катерина Ивановна и даже Лиза Хохлакова. Страсть — вот естественная стихия этих женщин, страсть, доходящая до истязания и самоистязания. Но и эти женщины прежде всего люди. Достоевский понимал женщину по-христиански, однако не так, как Толстой: Достоевский делал акцент на том, что Христос простил блудницу, увидев, по мысли писателя, в ней человека.
Вообще сущность женщины — это любовь, а именно за любовь и прощал Христос грехи людям. В душе любой женщины жив Христос, и в этом их оправдание. В обрисовке образов женщин очень явственно чувствуется общий творческий принцип Достоевского: «При полном реализме найти в человеке человека».
Образ женщины в произведениях Достоевского