Образец описания картины Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Э. Дега прежде всего известен как художник балерин, так как никакие другие сюжеты его не настолько сильно не привлекали. Он был первым из европейских художников, кто совсем по-новому взглянул на балет. «Балетная» тема давала возможность художнику объединять изысканные линии с эффектами искусственного освещения. Интерес к Терпсихоре — давняя традиция французской живописи.

Многие парижские художники были очарованы танцовщицами и артистками оперы, видели в них своих муз. Образы замечательных «нимф и богинь», повелительниц мечты

в галантном XVIII ст., оставили нам Ланкре, Латур, Фрагонар.

Э. Дега, хотя и был почитателем театра, совсем по-иному подошел к театральной теме. Его пленила не конкретная прима-балерина, он заинтересовался балетом вообще, балетом, который живет особой жизнью. Художник показал зрителю разные уголки театра: сцену, фойе, артистическую гримерную.

Балет времен Эдгара Дега — это балет-феерия, спектакль удивительных преобразований, когда на глазах у публики появлялись и исчезали страны, царства, миры и океаны, земли и подземелья. Все материальное исчезало, теряя свои свойства и права. Настоящим венцом этой театральной

мистерии были именно танцовщицы, покрытые блестками и освещенные цветными огнями рампы, настоящие феи в прозрачных тюлевых костюмах, которые на глазах превращались в легкий танец.

Именно в полотнах Дега прослеживается двойная аналитика работы художника — разрушение иллюзии реального мира и ее новое воспроизведение на художественном полотне.

Кажется, художник «подсмотрел» за балеринами в «Голубых танцовщицах», выбрав тот угол зрения, ту линию и те ракурсы, которые нужны лишь ему. С тайной радостью и блаженством он наблюдал жизнь в невольном борении света и тени, деталей и целого, будучи свидетелем-инкогнито — все видя, но не будучи видимым, все ощущая, но холодно сдержанно.

В «Голубых танцовщицах» Э. Дега лишь блестки чистых тонов вызывают мелодию танца, на полотне воплощена полная непринужденность и свобода композиции. Критики и публика часто предъявляли обвинение художнику в «неумении» вмещать на полотне желаемое, смеялись над манерой «обрезать» предметы и людей. И не понимали они при этом, что главное здесь — перед глазами зрителя. Когда уже пройден трудный курс обучения и репетиции, миг неожиданной и впечатляющей гармонии овладевает балеринами, и что-то похожее на преобразование вдруг появляется перед глазами.

Четыре танцовщицы на полотне образовывают целостность, своей пластикой передавая идею гармоничного, согласованного движения, которое разбивается на глазах. Более всего зачаровывает сияние голубого цвета — то насыщенного синими оттенками, то изумрудного. Светятся и меняются юбочки, сияют на корсажах и в волосах балерин зеленые, голубые и красные ленты, легко касаются пола ножки в балетных туфельках.

Даже пастель, которой чаще всего пользовался художник, создает единство цвета и линии. Полотна Э. Дега стали весомым вкладом в историю мирового и французского импрессионизма.




Образец описания картины Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»