Образы босяков в рассказах Горького

Особое место в рассказах Горького. 90-х годов занимают образы посяков. Часто он рисует их с явным сочувствием: это дало повод многим буржуазным критикам называть Горького «певцом босячества» и утверждать, что среди босяков Горький нашел свой идеал анархиста-бунтаря, реальное воплощение идеи «сверхчеловека» Ницше. Однако такое мнение неверно. В статье «Беседы о ремесле» Горький прямо говорит, что никаких надежд на босяков он не возлагал.

Что же касается ницшеанского анархизма, то он действительно наблюдал у многих босяков «анархизм

побежденных», но никогда не считал его положительным явлением. Свое отрицательное отношение к идее «сверхчеловека» Горький ярче всего выразил в легенде о Ларре; в рассказах о босяках он наглядно показал все бессилие их анархизма.

Почему же все-таки Горький часто симпатизирует босякам? Потому что свободолюбие, презрение к собственности и жизненным удобствам, товарищеская солидарность отличали их от людей, живущих в мещанском мире вечной борьбы за копейку. Одна из наиболее ярких фигур босяков — Гришка Челкаш. Высоко ценя свою свободу и независимость, он совершенно одинок и, вышибленный из жизни

общества, болезненно переживает это. Его глубоко ранят слова Гаврилы о том, что он «ненужный на земле»; справедливость этих слов Челкаш чувствует, несмотря на свое презрение к глупому крестьянскому парню.

Если Челкаш променял убогость деревенской жизни на кипучую сутолоку портового города, то Коновалов, наоборот, бежал от «тухлой» городской жизни на просторы полей и стал бродягой. Но никуда не смог он убежать от самого себя, от мучивших его жизненных вопросов и в отчаянии повесился/Дальнейшим развитием образа босяка является Аристид Кувалда. Он обладает недюжинным умом, сильной волей, бесстрашием, непримиримой ненавистью к «хозяевам жизни», бескорыстной щедростью к таким же беднякам и — пропойцам, как и он сам. Кувалда пользуется большим авторитетом среди босяков и верховодит ими, но в борьбе с купцом Петунниковым, за спиной которого стоит полиция, он терпит поражение и попадает в тюрьму.

Среди тысяч босяков, встреченных Горьким во время скитаний, были разные люди, многие из них не вызывали никакого сочувствия, но даже лучшие из босяков были не героями,, а жертвами бесчеловечного капиталистичес кого строя. Пение Коновалова в кабаке вызывает щемящее чувство боли за беспросветную жизнь босяков «Казалось, что это пируют заживо погребенные в склепе

И один из них поет в последний раз перед смертью, прощаясь с небом. Безнадежная грусть, спокойное отчаянно, безысходная тоска звучали в песне моего товарища».

Горький объединяет вокруг демократического издательства «Знание» виднейших писателей начала XX века. В 1900 году в Крыму писатель знакомится с артистами Художественного — театра, приехавшими показать больному Чехову постановку «Чайки» и «Дяди Вани». Горького поразила игра артистов, их тонкое художественное чутье.

Позже он писал Чехову: «Художественный театр — это так же хорошо и значительно, как Третьяковская галерея, Василий Блаженный и все самое лучшее в Москве Не любить его — невозможно, не работать для него — преступление…» Сближение с Художественным театром способствовало началу драматургического творчества Горького. Подъем революционного движения побудил писателя обратиться к театру как к форме самого эффективного воздействия на публику. В период с 1901 по 1905 год Горький создает цикл пьес: «Мещаке», «На дне», «Дачники», «Дети солнца» и «Варвары».




Образы босяков в рассказах Горького