«Образы Чацкого и Молчалина»
В комедии «Горе от ума» О. С. Грибоедов изобразил картину быта и обычаев дворянской Москвы периода 1815- 1825 годов. Нельзя не заметить контраст в характерах, убеждениях, взглядах на жизнь героев комедии. Чацкий и Молчалин находятся по разные стороны барьера моральных ценностей, и каждый из них символизирует образ части дворянства в свое время.
Молчалин — человек из небогатой семьи. Но у него есть мечта: стать когда-то высоким чиновником или генералом, и он всячески хочет добиться выполнения этой мечты. Если бы он имел звание, почет, богатство,
Говоря о его угодливости, «безмолвии», «бессловесность», Чацкий подчеркивает основные черты людей такого типа: подхалимство, преклонение перед сильными и знатными людьми. Для Молчалина и ему подобных — это средство для достижения материальной обеспеченности и надежного служебного
Ведь здесь находятся его идеалы — люди, которые владеют титулами, богатством, имеют авторитет и влияние на окружающий мир. Молчалин — человек без веры, без идей, без мыслей. Он не может быть другом, не может иметь друзей. Его аморальность, черствость, лицемерие особенно ярко оказываются в эпизоде с Софией, когда, едва разведясь с ней, «влюбленный» Молчалин начинает заигрывать с Лизой, на что горничная делает замечание ему, подчеркивая подлость Молчалина. Ведь на свои отношения с Софией он смотрит, как на средство устроиться в жизни, изображает влюбленного, опасаясь только одного: как бы Фамусов не узнал об их отношениях.
Его тон и поведение изменяются, когда он видит, что София все знает о его подлости: унижается, выкручивается, как червь, ползает возле ее ног. В Молчалине определенная программа действий, он идет к ней, не задумываясь над тем, какими средствами можно достичь цели. В этом весь Молчалин, его мораль, принципы, которыми он руководствуется.
Полная противоположность Молчалина — Чацкий, без которого пьеса «Горе от ума» была бы не комедией, а картиной обычаев. Но Чацкий не только умнее всех других лиц, у него есть сердце, и притом он безупречно честный, язык Чацкого более богатый, чем у других действующих лиц, ведь он — литератор. Язык Чацкого точный и выразительный, а его монологи наполнены оттенками иронии, сарказма и негодование.
Чацкий считает образ Молчалина неразумной, жалкой, никчемной, подвергает сомнению его искренность, умение любить пылко и бескорыстно. Он уверен, что Молчалин не имеет чувства собственного достоинства, не способный открыто говорить о чувстве.
Любовь Чацкого к Софии — искреннее, бескорыстное, чистое, именно поэтому он предоставляет ей много рис, присущий ему, — уважение к умным, порядочным и пренебрежение к бестолковым, незначительным людям. Он ищет в ней поддержки и не находит. Это его и сбивает с толку, и огорчает и немного бесит. Чацкий не понимает изменения, которое произошло, но события постепенно разворачиваются: понятно.
София его не любит, и он даже перестает быть ей другом. Из этой минуты между ними завязывается горячий поединок, — весь ум его и все силы направлены на эту борьбу. В конце концов, тайна раскрыта, борьба закончена, но победителей нет.
И Чацкий, и София получают свой «миллион сомнений». Он ослаб от этого, и разлад оказался очень заметно. Он перестал владеть собой, он стал не только печальный, но и желчный, придирчивый. Он впадает почти в безумие. Он собирает все силы, делает вызов общине — и наносит удару всем.
Чацкий — передовой воин, но всегда жертва. Чацкий — патриот, который верит в могущественные силы русского народа, его талантливость.
Комедия О. С. Грибоедова «Горе от ума» представляет собой реалистически написанную широчайшую картину жизни России после Отечественной войны 1812 года. В немалой галерее образов, данных в комедии, мастерски представленный и чиновничий мир, и сановное дворянство, и крепостники-помещики, и люди, которые придерживаются передовых взглядов. В комедии, затронуты все острые политические и общественные вопросы того времени: о крепостном праве, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании; нашли свое отражение споры о суде присяжных, о пансионах, институтах, о взаимном обучении, о цензуре и т. п. Комедия Грибоедова говорит о горе человека, и горе это возникает от ее ума. Проблема «ума» была очень злободневным, и понятие «ума» трактовалось как вообще интеллигентность, образованность, культура.
С понятием «умный» связывалось тогда представление о человеке не просто умную, но вольнодумную, человека передовых политических убеждений, носителя новых идей. Пылкость таких «умников» оборачивалась в глазах обывателей «безумием», «горем от ума». Пример этого — объявление больным Чаадаева. Молчалин настолько привык с обществом, среди которого он находится и так хочет быть в нем «своим», что позаимствовал много манер, тон, привычки его представителей.
Зная, что Чацкого осуждают те, кому Молчалин угодливо служит, он разрешает себе относительно Чацкого снисходительно-заступнический тон.
Итак, в своей комедии А. С. Грибоедов сумел показать не только время, в которое он жил, но и создал незабываемые образы, интересные и современному читателю и зрителю. Поэтому, как говорит Гончаров, «Горе от ума» стоит отдельно в литературе и отличается от других произведений слова «моложавостью и более крепкой живучестью».
«Образы Чацкого и Молчалина»