Образы-двойники Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание
Образы-двойники Родиона Раскольникова
«Преступление и наказание» — это первый из серии знаменитых романов Достоевского, которые вошли в золотой фонд мировой литературы. Замысел романа возник у писателя на основе живого и глубокого осмысления самых горячих явлений, характерных для русского общества середины 19 века — рост нищеты, проституции, уголовных преступлений, падение нравов, анархический произвол буржуазии, беспомощность простых людей.
Создавая роман, Достоевский использовал уже имеющиеся литературные традиции,
Система образов романа построена так, чтобы показать и доказать ущербность, неполноценность теории Раскольникова, чтобы привести героя к ложности его теории путем развития сюжета.
Раскольникову кажется, что он несет ответственность только перед собой, суд других он не приемлет. Но при всей его эгоцентричности, замкнутости, оторванности от людей он не может разорвать
Здесь особое значение в эволюции Раскольникова имеют его столкновения с Лужиным и Свидригайловым — его двойниками.
Свидригайлов наделен умом, это человек с богатым жизненным опытом, который догадывается о причинах преступления Родиона. Но Свидригайлову не нужны теории, как нужны они Раскольникову, он может и без них переступить через общечеловеческие законы, не испытывая угрызений совести. Человек циничный, безнравственный, он изображен в состоянии душевной тревоги, неустойчивости.
Кажется, что ему становится ясной его собственная обреченность. Это осознание и приводит его к самоубийству.
Лужин, отношения с которым у Раскольникова строятся иначе, вызывает у него чувство презрения, брезгливости. Его жизненные принципы основаны на расчете и эгоизме. Подлая натуры Лужина была разгадана Раскольниковым еще по письму матери. Но при встрече Раскольником с ужасом понимает, что у них двоих есть нечто общее. Лужин, как и Родион, исповедует теорию, взгляды которой опираются на принципы новейшей экономической науки.
По словам Лужина, нужно отбросить нравственный долг личности перед остальными. Отвращению Раскольникова нет предела, когда он понимает, что теория Лужина — это приземленный вариант его собственной теории.
Таким образом, сама жизнь заставляет Раскольникова убедиться в том, к каким последствиям могут привести идеи о праве вседозволенности, о делении людей на большинство и меньшинство.
Образы-двойники Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание