Образы героев ранней романтической прозы
Горький много думал о смысле жизни, размышлял о самом существовании человека. Писатель много путешествовал, проводил исследования на эту тему. Максим Горький много думал о существовании Бога. Известный писатель того времени, отобразил свои исследования, мысли и знания в следующих произведениях: «старуха Изергиль», «Челкаш» и «Макар Чудра» и т. д.
Герои произведений Горького свободны и независимы.
Их образы писатель создает на легендах, которые ему рассказывают люди. Их манеры, характер и жизненный путь не всегда даны понятно
Одним из таких образов является образ Макара Чудры. Для этого персонажа идеалом является гордый и свободный человек, находящийся выше житейской сферы. Этому человеку известна «воля», ему понятна «ширь степная», а сердце ему веселит «говор морской волны».
Несвободного человека он называет рабом, утверждая, что рожден он для того, чтобы ковырять землю, а потом умереть, не успев выкопать даже себе самому могилу.
Автор подчеркивает свободолюбивую натуру своего героя при помощи пейзажа: ветер и море олицетворяют мятежный дух героя. Большую роль при этом выполняет портрет: в герое все
Герой рассказывает удивительную легенду о Лойко Зобаре и Радде, которые любили друг друга, однако вместе быть не смогли, поскольку были слишком гордыми и независимыми. Лойко говорит о себе: «Я свободный человек», и добавляет, что будет жить, как хочет. Рада также свободолюбива: «Волю-то, Лойко, я люблю больше чем тебя». Эти герои воплощают взгляды Макара Чудры.
Лойко и Радда пожертвовали любовью и жизнью ради свободы. Это свидетельствует о неразрешимости противоречий, существующих между любовью и гордостью, но разрешение этого противоречия возможно только через смерть. Макар Чудра не видит ничего удивительного в смерти героев, для него это вполне естественно.
Он живет согласно своей философии и не приемлет другой.
Другим независимым и свободным человеком является героиня другого произведения — Старуха Изергиль. Она выступает в свете двух противоположных образов: Данко — идеального человека, дарящего людям бесконечную любовь и Ларры — антиидеального и жестокого эгоиста.
В легенде о Ларре автор осуждает презрение к людям, которое испытывают индивидуалисты — сын орла и женщина. Более всего Ларра дорожил своей свободой. Его гордость была настолько сильна, что он пошел на убийство. За это он был наказан бессмертием.
Имя Ларры имеет значение «отверженный». Он обречен на вечное одиночество, которое становится для персонажа вечным страданием. Его индивидуализм непонятен народу, он ломает его жизнь.
Старуха Изергиль рассказывает эту легенду в назидание будущим поколениям.
Легенда о Данко воспевает самоотверженность человека, его способность жертвовать собой. Эта легенда является гимном действенной любви к людям. Желая вывести людей из мрачного леса, Данко вырвал сердце из своей груди, чтобы его огонь осветил им путь. Образ Данко воплощает мечту Горького о человеке, у которого «солнце в крови». Но при этом автор упоминает о том, что есть в этом мире и антигерои, которые способны забыть благородные деяния, они не умеют воспринимать добро.
Вот так и в легенде о Данко один осторожный человек из боязни чего-то «наступил на гордое Сердце ногой», после чего «оно, рассыпавшись в искры, угасло».
Две эти легенды являются своеобразным обрамлением рассказа Старухи Изергиль о ней самой, о той любви, которую она дарила людям, и о тех, кто был ей дорог. Ее образ и речь несколько противоречивы: о чувственной любви естественнее рассказывать молодой девушке, чем старухе, «согнутой» пополам временем, чьи «черные когда-то глаза» сейчас были тусклыми и слезились. А сухой голос ее сейчас «звучал странно, он хрустел, словно старуха говорит костями». Героиня противопоставляет собственную жизнь и жизненный путь Ларры. По ее мнению, она не была индивидуалисткой, как Ларра.
Но автобиографический герой видит сходство героев. Ларре «нет жизни, и смерть не улыбается ему». Теперь он подобен тени и вечно будет оставаться таким.
Изергиль тоже живая, но уже «иссушенная временем, без тела, без крови», в ее сердце отсутствуют желания, в глазах нет огня. Она «тоже почти тень». Кроме того, они одинаково относятся к людям, которых некогда любили. Изергиль никогда не встречалась позже с теми, кого когда-то любила.
Она говорит, что это «нехорошие встречи», будто «с покойниками». Однако, невзирая на близость образов Ларры и Изергиль, героиня мысленно стремится к Данко, который воплощает наивысший идеал самопожертвования и любви. Героиня желает рассказать людям о важной роли любви в жизни.
Автор своеобразно раскрывает и образ Челкаша — старого вора, любящего свободу. Теперь Горький не окружает романтическими легендами образ своего героя. Челкаш сейчас противопоставляется Гавриле, молодому крестьянину. Их объединяет только одно — свобода и любовь, а в остальном они антиподы.
У героев разное социальное положение: Гаврила — крестьянин, а Челкаш — вор и бродяга; разные занятия в жизни: Гаврила занимается хозяйством, любит землю, а Челкаш ворует и странствует, занимается пропагандой; различны и портреты героев: Гаврила «широкоплеч, коренаст», у него русые волосы, обветренное лицо и большие голубые глаза, глядящие на мир доверчиво и добродушно, Челкаш же похож на степного ястреба, «он был бос», одет в старые штаны и в грязную ситцевую робу. По-разному относятся герои и друг к другу: Макар Чудра видит в Гавриле самого себя, поэтому относится к нему с пониманием и жалостью. Гаврила же не понимает Челкаша и легко может оскорбить его.
Жизненные позиции героев также различны. Гаврилу захватили низменные интересы, он позабыл о свободолюбии ради жажды наживы. Челкаш, является вором и асоциальным элементом, но стремился к идеалу и свободе.
Горький изобразил своих романтических героев в свойственной им сложности и многогранности, поскольку считал: «Естественное состояние человека — пестрота».
Образы героев ранней романтической прозы