Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала по пьесе Гамлет
В трагедии «Гамлет» великий драматург У. Шекспир очень ярко передал несовместимость возвышенных идеалов с реальной действительностью. Образ самого Гамлета представляет собой типичный персонаж гуманиста эпохи Возрождения, которому присущи определенные качества и черты характера. С одной стороны он гениален, с другой — ему тоже свойственно заблуждаться и совершать ошибки.
Но Шекспир не ограничивается раскрытием одного характера и описанием одной человеческой судьбы. Даже второстепенные герои трагедии показаны очень правдиво
При этом их образы помогают наиболее глубоко раскрыть характер главного героя и передать основной замысел автора.
Когда Офелия говорит о Гамлете, она называет его ученым, воином, одним словом, идеалом и образцом совершенства. Но прежде всего, Гамлет — человек, эта характеристика имеет для него наивысшую ценность. Когда Горацио об отце Гамлета говорит, что он был «настоящий король», Гамлет ему возражает словами: «Он человек был — человек во всем».
Самого Горацио Гамлет считает своим лучшим другом
Но в отличие от Гамлета, Горацио выступает лишь наблюдателем, жизнь не ставит перед ним настолько сложных задач, чтобы потребовалось напряжение всех душевных сил. Между этими героями существует огромная разница. Один — наследник престола, другой — простой студент.
На самом деле отношения между ними могли складываться только, как отношения между господином и слугой. Горацио прекрасно это понимает и готов смиренно принять такое положение вещей. Но Гамлет возражает ему: «Какой же ты слуга?
Мы с вами друзья».
В то время далеко не каждый мог так сказать. Выходцы из народа не вызывали доверия у большинства ученых-гуманистов. Но Гамлет оценивает людей не по их происхождению, а по моральным качествам. Аристократическая гордыня совсем не свойственна Гамлету, он верит в человека, в возвышенные идеалы и желает счастья всем достойным людям на земле.
Гамлет — простой и скромный человек, но он обладает острым умом и поразительной наблюдательностью. В Горацио он видит равного по духу, выслушивает его мнение, спрашивает совета. Горацио оправдывает оказанное ему доверие: когда умирает друг, он готов вместе с ним уйти из жизни, лишь последняя просьба Гамлета останавливает его.
Гамлет просит поведать его историю людям, возможно, она научит их ценить жизнь и лучше разбираться в оттенках добра и зла.
Умирающий Гамлет во всем королевском окружении видит лишь одного достойного человека — норвежского принца Фортинбраса, законного наследника датского трона. Свой голос он отдает именно ему.
Конечно, Фортинбрас находится значительно выше, чем злодей Клавдий, но ему еще далеко до осознания всего того, что понял принц Гамлет.
В произведении не говорится о том, была ли решена после смерти Гамлета проблема зла, которая так сильно его волновала. Смерть главного героя становится апофеозом трагедии. Фортинбрас отдает приказ похоронить Гамлета как воина и борца.
Он толком не знает, против чего и за что боролся Гамлет, но понимает, что герой заслужил, чтобы сохранилась память о нем как о борце, погибнувшем в тяжелой борьбе.
Идеалам принца еще не скоро суждено осуществиться, но Фортинбрас и Горацио вполне могут продолжить его великое дело: борьбу с несправедливым устройством общества и спасение всего мира от лицемерия и зла, царящих в нем.
Образы Горацио и Фортинбраса. Их значения для понимания финала по пьесе Гамлет